Вяльнясы черти из литовского фольклора || Вяльнясы черти из литовского фольклора

История персонажа

Согласно сообщениям ученых XVI—XVII веков — Я. Ласицкий, Г. Стендер, П. Эйнхорн, — Виелона (польск.Vielona) был богом мёртвых, богом душ и богом, связанным со скотом и другими животными[10]. Ему приносили жертвы, чтобы он «пас» души умерших (ср. лит.vėlė «душа», vėlės «тени усопших»[9]). Велсу были посвящены дни мёртвых и месяц октябрь (ср.

Дмитриевская суббота у восточных славян). Связь Велса со скотом очевидна в ритуале литовского дня поминовения умерших Илгес (лит.Ilgės) или лит.Vėlinės — аналоге славянским «Дедам» или «Родительским субботам», когда совершалось заклание свиньи и произносилось приглашение Виелоне Езагулису (лит.Ezagulis) прийти за стол с мёртвыми и принять участие в поминальной трапезе.

Этимология и сравнительная мифология

Велс соответствует образам славянского «скотьего бога» Велеса, и древнеиндийским демонам Вала, Вритра — противникам громовержца (Перуна, Индры)[8][9][11][2].
Иванов Вяч. Вс. и Топоров В. Н., соавторы теории основного мифа, рассматривают их в контексте «индоевропейской родни» божеств с однокоренным именем*Uel-(n)-[12][13].

Отмечаются, следующие значения этого корня:

  • «Видеть, предвидеть»[11], поэтому Велнса связывают провидцами, такими как герм.-сканд. вельва, кельт. Веледа[11], рус. волх[14] и волхв.
  • «Мёртвый», с этим связаны: дни поминовения умерших Vele или Vielona[1], персонификация смерти Велю мате, старое название октября Wälla-Mänes (ср. лат. manes — души умерших)[9]. Во время Wälla-Mänes накрывался стол с угощениями для духов умерших, описание которого имеет схожести с герм.-сканд. Вальхаллой (прагерм.«зал мёртвых», вероятно тоже однокоренным словом[15]), и с её хозяином — одноглазым Одином, богом мистики и мёртвых, имеющим некоторые схожести с велнясом[16].
  • В балтийской топологии корень vel больше всего связан с болотами, торфянниками, ямами, лугами, озёрами, и реками[15][8].

Велняс

В русском языке велнясу соответствует чёрт[8][10][5][17][18][19][20]. Образ велняса восходит к представлениям о древнем божестве загробного мира и скотаВелсе, с наложением более позднего христианского представления, что все языческие божества являются демонами и олицетворяют злое начало[8][5]. Связан с водой[19][15], животными, лесом[21], умершими и загробным миром[22], обладает мудростью, покровительствует музыке и танцам[16], строит каменные мосты и водные плотины[8].

Часто в сказках является как пан[23], то есть человек выглядящий как господин или помещик, или просто незнакомец. Но иногда имеет другой облик — торчащие из под шляпы рожки, копыта, покрыт шерстью[8][24]. Это, сюжет игры на дудке[25][26], в сочетании с частым присутствием домашнего скота в сюжетах о велнясе, делает его одним из пасторальных индоевропейского божеств — покровителей домашних[27] животных, таких как Фавн, Пушан, греческий Пан[28], и славянский Велес, с которым он имеет общий корень *vol- *vel-[29].

В литовских дуалистических преданиях велняс сам творит скот, а бог — человека, птиц; в других вариантах велняс создаёт «нечистый скот» (лошадь, козу), бог — «чистый»[10][18][5]. В ряде сюжетов велняс (в позднейших трансформациях мужик, барин, поп, немец) владеет большими стадами[30]. В основном персонаж связан с лошадьми[5] и рогатым скотом[5][18], включая коз.

Вяльнясы черти из литовского фольклора || Вяльнясы черти из литовского фольклора

Н. Велюс связывал вяльняса с божественным кузнецомТелявелем{amp}lt;span title=»Статья «Телявель» в русском разделе отсутствует»{amp}gt;ru{amp}lt;/span{amp}gt;lt из литовского дохристианского пантеона[31]. Кузнец в мифах может являться помощником Перкуна-громовержцем или им самим, и у него велнясы крадут оружие[32].

Велняс похищает у Перкунаса скот, прячется от преследования, оборачиваясь камнем, деревом, змеем, животным, человеком, иногда сам подобно домашним животным имеет рога и копыта. В ответ громовержец поражает Велняса молнией[8].

В латвийской фольклоре имеется сюжет о сокрытии Велнсом Солнца и Луны, когда «Бог и Велнс ещё жили дружно»[35].

Также Велняс мог превращаться в ребёнка и вступал в состязания с пастухами, бросая диск. Считалось, что Велняс имел детей от союза с земными женщинами, которые были наделены огромной силой. У них была отметина на животе в виде лука со стрелами. И многие женщины зная о этих признаках убивали своих детей[8].

В мифологических сюжетах посеянное велнясом или по его совету даёт хороший урожай, велняс может призывать дождь, что сближает его с ведийским Варуной.

Аналогии с растениями

Деревья, которые часто встречаются в сюжетах о велнясе, растут в сырых местах: ель, берёза, ольха. Ольха считается красной от того, что велняс её окрасил своей кровью. Ель и берёза указывают на связь с миром мёртвых, так как эти деревья использовались в погребальных и поминальных обрядах. Реже в сюжетах встречаются тополь, липа, сосна.

https://www.youtube.com/watch?v=channelUC4trph-03OZRfhOTVVxxKXQfeatured

При этом лён, рябина ему противопоставляются. Часто в сюжетах о велнясе встречается и пень дерева, так в одной из сказок велняс похищает деву-лебедь, а его жизнь находится в яйце, «яйцо — в утке, утка — в свинье, свинья — в волке, волк — в пне». Велюс также отмечает связь велняса с корнеплодами, горохом, ячменем, бобами, овсом, гречихой, табаком[21].

В латвийских пословицах[36]

  • Iedod Velnam mazo pirkstiņu, viņš tev paņems visu roku. «Дай чёрту палец, он и всю руку откусит»
  • Melns kā Velns. «Чёрный как чёрт»
  • Bīstas kā Velns no krusta. «Бежать, как чёрт от ладана» (букв. «Бояться, как чёрт креста»)
  • Velns nav tik melns, kā mālē. «Не так страшен чёрт, как его малюют»
  • Ko vels nezin, to babas zin. «Куда черт не поспеет, туда бабу пошлёт» (букв. «Что чёрт не знает — то баба знает»)

Примечания

  1. 12Иванов, Топоров, 1974, « … обряд поминовения усопших (лтш. Velu, лит. Velinas), имя бога или демона (лтш. Vielona, Vels, лит. Velnias)», с. 68.
  2. 12ВитцельThe Origins of the World’s Mythologies(англ.) — P. 149 — «Slav. Veles (Lithuanian Velinas, Velnias; Latvian Vels)»
  3. Якобсон, 1985, p. 37.
  4. Гимбутас, 1974, p. 87.
  5. 123456Велюс, 1981.
  6. Цветок папортоника, 1989,

    , с. 320.

  7. Кербелите Бронислава (лит.), автор сборника, перевод и предисловие. Введение // «Литовские народные сказки»
  8. 12345678910Иванов, Топоров. Велняс // МНМ, 1987, с. 228.
  9. 12345Иванов, Топоров. Велс // МНМ, 1987, с. 228–229.
  10. 123Иванов, Топоров, 1990, с. 121.
  11. 123Якобсон, 1985.
  12. Топоров, 1983, с. 50.
  13. Иванов, Топоров, 1974, с. 67-69 и др..
  14. Иванов, Топоров, 1990, с. 129.
  15. 123Гимбутас, 1974, p. 88.
  16. 12Гимбутас, 1974, p. 89.
  17. Литовско-русский словарь = Lietuvių—rusų kalbų žodynas. — 2014.: «velnias — черт; дьявол»
    Латвийско-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīcu, 2014: «velns = чёрт; бес»
    Латвийский-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīca, 2013: «velns — бес, дьявол, сатана, чёрт»
    Малый латвийский-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīca, 2014: «velns — бес; дьявол; чёрт; лукавый; враг»
  18. 123Kregždys R.Прусс. Curche: этимология теонима, функции божества; проблематика установления культовых соответствий на почве обрядовой традиции восточно-балтийских, славянских и других индоевропейских народов // Studia Mythologica Slavica. — Ljubljana: Словенская академия наук и искусств, 2009. — Т. XII. — С. 294-295.
  19. 12Дайнюс Разаускас.Мифологическая составляющая славянской ихтиологической терминологии // Studia Mythologica Slavica. — Ljubljana: Словенская академия наук и искусств, 2009. — Т. XII. — С. 322-323.
  20. Цветок папортоника, 1989, Предисловие Н. Велюса: «Вяльняс (velnias) — литовское мифическое существо, ближайшее соответствие в русском фолькоре — чёрт.», с. 5.
  21. 12Велюс H. Растения Вяльняса в литовском фольклоре
  22. Лауринкене, 2004, с. 236.
  23. Цветок папортоника, 1989, Часть «Вяльняс».
  24. Цветок папортоника, 1989, Части «Перкунас и Вяльняс», «Вяльняс».
  25. Велюс, 1981, с. 266.
  26. Топоров, 1983, с. 55.
  27. 12Велюс, 1981, с. 267.
  28. Велюс, 1981, с. 265—266.
  29. Велюс, 1981, с. 268.
  30. Велюс, 1981, с. 261.
  31. Лауринкене, 2004, «Таким образом, Телявель, по его мнению /Н. Велюса/, был богом, близким литовскому фольклорному Вяльнясу, имя которого значило ‘земляной Вяльняс’ (Velius 1987, 207)», с. 227.
  32. Иванов, Топоров, 1988, с. 499.
  33. Индекс сюжета в LTR (Каталоге-картотеке литовского фольклора, LLTI): 952(24).
  34. Лауринкене, 2004, с. 239—240.
  35. Лауринкене, 2004.
  36. Leonard Zusne. Latvian-English Dictionary: Volume I A - M

Литература

  • Балис, Й. (лит.). Lietuvių liaudies sakmės. — Kaunas, 1940. (лит.)
  • Мария Гимбутас. Velinas // Proceedings of the Second Conference on Baltic Studies. — 1970.
  • Мария Гимбутас. The Lithuanian god Velnias // Myth in Indo-European Antiquity / под ред. Gerald J. Larson. — University of California Press, 1974. — С. 87-92. — ISBN 0520023781, 9780520023789.
  • Цветок папортоника: Литов. мифолог. сказания = Laumių dovanos: Lietuvių mitologinės sakmės, 1979 / Сост. и авт. предисл. Н. Велюс, перевод с литов. Е. А. Соловьёвой; Ил. Р. Велювене. — Вильнюс: Вага, 1989. — 374 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-415-00419-X.
  • Велюс Н. Стадо вяльняса = Velnio banda : [пер. с лит.] // Балто-славянские исследования. 1980 / отв. ред. Вяч. Вс. Иванов; Институт славяноведения РАН. — М. : Наука, 1981. — С. 260-269. — (Балто-славянские исследования ; 1972–2014).
  • Велюс Н. Chtoniškasis lietuvių mitologijos pasaulis: folklorinio velnio analizė. — Vilnius: Vaga, 1987. — С. 317. (лит.)
  • Иванов В. В., Топоров В. Н.Исследования в области славянских древностей. — М.: Наука, 1974.
  • Топоров В. Н. Ещё раз о Велесе-Волосе в контексте «основного мифа» // Балто-славянские языковые отношения в историческом и ареальном плане: Тезисы докладов Второй Балто-славянской конференции.. — М.: Наука, 1983. — С. С. 50-56.
  • Велняс / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 228.
  • Велс / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 228–229.
  • Телявель / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 499.
  • Велняс // Мифология / Сост. А. Н. Дубровская и др.. — М.: Олма-Пресс Образование, 2002. — С. 54. — ISBN 5948491072.
  • Лауринкене Н.Кузнец в литовской мифологической традиции // Балто-славянские исследования. Сборник научных трудов. — М.: Индрик, 2004. — Т. XVI. — С. 224—244. — 480 с. — ISBN 5-85759-269-0.
  • Якобсон Р. О.The Slavic god Veles and his Indo-European cognates // Stephen Rudy, Linda R. Waugh Roman Jakobson: Selected Writings. Volume VII: Contributions to Comparative Mythology, 1972-1982. — Walter de Gruyter, 1985. — Vol. VII. — P. 33-48. — ISBN 3110855461.

Ссылки

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: