Святитель григорий богослов молитва

Первые шаги на пути христианского делания

Святитель Григорий Богослов родился в юго-западной области Каппадокии, в Арианзе (недалеко от города Назианза), приблизительно около 330 года.

Происходил он в прямом смысле этого слова из семьи святых: отец — Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония — все они после своей кончины были канонизированы.

Его родной отец, Григорий старший, в свое время он принадлежал к сторонникам культа, поклонявшихся Богу как Высочайшему, но при этом исповедовавших веру, состоящую из смеси положений христианства, иудейства и персидских учений. Ко Христу он обратился по молитвам супруги, Нонны, глубоко верующей, ревностной христианки. Под её благотворным влиянием он принял Крещение. Вскоре его посвятили во священника, а впоследствии возвели на епископскую кафедру в Назианзе.

Ещё до появления на свет Григория младшего, будущего святителя Григория Богослова, Нонна усердно молилась Богу о даровании ей сына и обязалась, что в случае, если её молитва будет исполнена, она посвятит дитя Богу. Сын был дарован, обещание исполнено.

С детских лет Григорий младший воспитывался в любви к Богу и ближним. Первоначальное образование, в том числе в области основ Православного вероучения, он приобрёл в родительском доме. Благодаря влиянию матери он ещё с юности определился, что будет вести безбрачную, богоугодную жизнь.

По мере взросления, он проходил обучение в лучших для той поры школах: в Кесарии Каппадокийской, в Кесарии Палестинской, в Александрии, в Афинах. Обучение обходилось недешево, но материальное состояние родителей это позволяло.

В Кесарии Каппадокийской Григорий познакомился с будущим вселенским учителем, святителем Василием Великим. Затем их знакомство продолжилось во время учёбы в Афинах и переросло в крепкую дружбу.

Возвратившись из Афин (приблизительно в 358 году), Григорий принял Крещение, после чего предался аскетической жизни: проводил жизнь в постах, молитве, богомыслии и созерцании. В этот период он посещал Понт, ища встреч и совместных подвигов со своим другом и единомышленником Василием. Одним из плодов их творческого сотрудничества стало произведение «Филокалия», включавшее мысли и выдержки из сочинений знаменитого церковного учителя Оригена.

Около 360 года Григорий старший, отец Григория Богослова, не вполне понимая тонкости распространившегося к тому времени арианского лжеучения, подписал арианский символ, чем вызвал негодование православных, представителей его паствы. Многие готовы были отойти от своего епископа. В тот момент Григорий младший сумел разъяснить отцу его ошибку и показать несоответствие подписанного Символа Никейскому. В результате Григорий старший признал заблуждение публично и порядок среди его паствы был восстановлен.

Деятельность святителя Григория на Константинопольском Соборе

Святитель григорий богослов молитва

Григорий Богослов (ок. 325 — 389) —
архиепископ Константинопольский, богослов, входит в
число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник
Василия Великого. Принимал активнейшее участие в
противодействии и обличение арианства. Святитель
Григорий Богослов оставил после себя богатое
литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507
стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в
формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов».

Именно этому Собору, состоявшемуся в 381 году, получившему статус Второго Вселенского, надлежало поставить заключительную точку в догматических спорах ариан с Православными, что и было исполнено.

На Соборе присутствовали такие выдающиеся отцы Церкви как Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский и др. Учитывая желания императора, большинства духовенства и простых верующих, святитель Григорий был избран на Константинопольскую Патриаршую кафедру, а после смерти Мелетия Антиохийского его провозгласили председателем Собора.

Но здесь в дело вмешались прибывшие на Собор египетские архиереи, желавшие видеть на Патриаршем престоле своего ставленника. Возбудили полемику, нашёлся и подходящий мотив: ссылаясь на каноническое правило Никейского Собора, запрещающее переход епископа с одной кафедры на другую, объявили поставление святителя Григория в епископа Константинопольского незаконным.

Несмотря на то, что действие канона, принятого отцами Первого Вселенского Собора, было перекрыто самим избранием святителя Григория отцами Второго Вселенского Собора, за этот формальный предлог уцепились. Как только сформировалась удобная почва для развития интриги, против Григория стали высказываться как те, кто питали к нему недовольство за снисходительность в отношении ариан (как заблудших людей), так и те, кто не желали мириться с его строгостью в деле борьбы за чистоту веры.

Святитель Григорий, чуждый почестей, а тем более гнусных интриг, счёл за лучшее отказаться от полномочий предстоятеля Константинопольской Церкви и удалиться из города. Перед отбытием он произнёс пред собравшимися прощальную речь, в рамках которой изложил свою христианскую позицию и раскрыл свою пастырскую правоту.

Священническое и епископское служение

В 361 году, в день торжественного празднования Рождества Спасителя, Григория, вопреки его возражениям, рукоположили во священника. По смирению он был против этого посвящения, но опять же, по смирению не решился противиться воле архиерея, отца. Опечалившись таким поворотом событий, Григорий отправился в Понт, к Василию. Тот сумел подобрать нужные слова утешения и ободрил давнего друга.

К Пасхе 362 года отец Григорий возвратился в Назианз и приступил к деятельному исполнению пастырского долга. С того времени он находился при вверенной ему пастве и по мере возможностей помогал родному отцу, Григорию старшему, в его архиерейском служении.

Когда в 370 году Василия Великого возвели в архиепископа Кесарийского, тот, в целях лучшего управления своей паствой и борьбы с арианством, стал открывать новые кафедры. В этот период он нуждался в ревностных, религиозно-образованных пастырях.

Следуя своему замыслу святитель Василий поставил своего друга, Григория, епископом в Сасим. Шёл 372 год. Григорий Богослов хотя и понимал, в чём состояла важность этого шага с позиции Василия Великого, и согласился, однако, как и в случае с рукоположением во священника, подчинился этому выбору с неохотой, а затем удалился в безлюдное, пустынное место, где предался созерцательной молитве.

Через какое-то время Григорий старший уговорил своего сына прибыть в Назианз. Тот вернулся, но с условием, что не будет преемником по кафедре отцу.

В 374 году умер отец Григория Богослова, а вскоре и мать. Придя в храм, где служил и её супруг, и её любящий сын, и приблизившись к жертвеннику, она внезапно почувствовала приближение смерти, произнесла молитву и предала душу Богу. Всё это, конечно же, отразилось на внутреннем состоянии Григория. Какое-то время он продолжал дело отца, но вскоре заболел, да так тяжело, что некоторые даже и не надеялись на его выздоровление.

В 375 году, оправившись от недуга, желая предаться уединённому жительству, он удалился в Селевкию Исаврийскую. Здесь он жил так, словно бы сам себя заточил. Страшное огорчение принесла ему весть о смерти Василия Великого (379 г.).

Молитва святителю Григорию Богослову:

  • Молитва святителю
    Григорию Богослову
    . Святитель Григорий
    Богослов — один из величайших христианских
    богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
    покровитель ученых, богословов, апологетов и
    миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
    ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
    разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
    сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
    Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
    народе молятся при начале строительства дома и
    вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
    в гонениях и искушениях от злых людей и начальства

Деятельность святителя Григория на Константинопольском Соборе

После смерти Валента, покровительствовавшего арианским «священнослужителям», на царский трон взошёл Феодосий, который поддерживал православных.

В 379 году верующие граждане Константинополя обратились к святителю Григорию с призывом о помощи. Внявший советам друзей и чувству пастырского долга, он оставил уединение и поспешил в столицу.

Увиденное там привело его в состояние праведного негодования: храмы были захвачены арианами, внутри православных отсутствовало единство, нравы жителей отличались распущенностью и развращенностью. Святитель Григорий вынужден был искать себе более или менее безопасное пристанище и обрёл его в частном доме.

Ревность о Господе, преданность Православию, трезвомыслие, образованность и, конечно же, красноречие Григория Богослова не могли не вызвать надлежащего отклика в сердцах горожан. Под действием его увещеваний и проповедей люди преображались. Многие пламенели желанием увидеть и послушать ревностного защитника веры. Очень быстро слава святителя достигла такого размаха, что стала привлекать в Константинополь даже и жителей отдаленных селений.

Всё это вкупе возбуждало у последователей Ария недружелюбные, агресивные чувства. Еретики были готовы не только интриговать против святителя, но даже и покушались на его жизнь.

Святитель григорий богослов молитва

Прибывший в 380 году в Константинополь государь, Феодосий, прибегнул к возможностям своей, царской, власти и передал захваченные еретиками храмы в руки Православных. Святитель Григорий, понимая необходимость личного присутствия, согласился остаться в столице, пока не соберется намеченный Собор.

Храмы, труды, мощи святителя Григория Богослова

Он автор более четырехсот стихов. Посещал монастыри и путешествовал. К трудам святителя Григория Богослова относятся 45 бесед за двадцатилетнее время. Сочинения Григорий повлияли на других богословов в основании христианской этики и проведении церковных служб. Его труды толкуют наравне со святым писанием.

altДаше необходима помощь

Даше, которая в свои 5 лет не разговаривает, не умеет жевать, ходить, сидеть без поддержки, врачи вынуждены отменить все возможные курсы, оставив только лечебную физкультуру. 

В 3 месяца Даша попала в реанимацию, тогда у неё диагностировали синдром Штурге-Вебера. Проявляется он в виде пятна на лице, которое называют «поцелуем ангела». За романтичным названием скрываются двигательные и зрительные нарушения, умственная отсталость, дефицит внимания.
Девочка 12 часов в день проводит в коляске, но обычная коляска не обеспечивает должной поддержки, поэтому семья хотела бы приобрести специальную кресло-коляску Кимба Нео за 199 990 руб.   

Если вы хотите, чтобы девочке с такой непростой судьбой было комфортнее жить, вы можете:

Оформить перевод на карту Сбербанка 5336 6900 8575 8219 Юлия С. (сотрудник фонда)  
-Воспользоваться сервисами Сбербанка:
— в приложении для Android написать в поиске «БФ ПОМОЩЬ» или ИНН 7810718515
— в iOS зайти на сайт Сбербанка через браузер
Перевод с пометкой «Даша»

Умер святитель 25 января 389 года в родных местах, где его тело предали земле. Он завещал все состояние монастырю, деньги и одежду друзьям, рабов отпустил на волю.

Через 50 лет царь Константин Багрянородный отправил мощи Григория Богослова в Константинополь. Затем при вторжении крестоносцев в тринадцатом столетии их забрали в Рим. Они находятся в храме святого Павла в гробнице, часть была отдана собору святого Георгия в Стамбуле. Храмы Григория Богослова расположены в:

  • Одессе, Украина;
  • селении Макарешты, Молдова;
  • Ростове Великом, Россия.

Икона святителя Григория Богослова находится в Троицком храме Москвы, Успенском соборе города Владимира и церкви Трех вселенских святителей Санкт-Петербурга. Он изображен в яркой и богатой одежде архиепископа по пояс, в одной руке – Святое Писание, а другой – указывает на него. Иногда на иконах он вместе с Василием Великим и Иоанном Златоустом.

Молятся Григорию Богослову о том, что беспокоит в жизни, но особенно:

  • об упрочении веры;
  • об исцелении души;
  • о поддержке в новых делах.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Григорие Богослове:

  • «Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово о догмате Святой Троицы» — святитель Григорий Богослов
  • «Песнопения таинственные» — святитель Григорий Богослов
  • «Молитва шествующего в путь» — святитель Григорий Богослов
  • «Мысли, писанные одностишиями» — святитель Григорий Богослов
  • «Мысли, писанные четверостишиями» — святитель Григорий Богослов
  • «О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета» — святитель Григорий Богослов
  • «Плач Григория о себе самом» — святитель Григорий Богослов
  • «Плач и моление ко Христу» — святитель Григорий Богослов
  • «Послания» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово на Пасху и о своем промедлении» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово Первое обличительное на царя Юлиана» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово Второе обличительное на царя Юлиана» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово о любви к бедным» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово в память святых мучеников маккавеев» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово о богословии второе» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово о богословии пятое, о Святом Духе» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово против ариан и о самом себе» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово к пришедшим из Египта» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово в память мучеников и против ариан» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово на евангельские слова: «Когда окончил Иисус слова сии…» и проч.» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово на святые светы явлений Господних» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово на Святое Крещение» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово на Святую Пятидесятницу» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта» — святитель Григорий Богослов
  • «Слово на Святую Пасху» — святитель Григорий Богослов
  • «Стихотворения богословские» — святитель Григорий Богослов
  • «Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе» — святитель Григорий Богослов
  • «Стихотворения исторические. Раздел второй. О других» — святитель Григорий Богослов
  • «Стихотворения исторические. Надгробия» — святитель Григорий Богослов
  • «Стихотворения исторические. Надписания» — святитель Григорий Богослов
  • «Письма» — святитель Григорий Богослов
  • «Завещание» — святитель Григорий Богослов
  • «Сотницы» — святитель Григорий Богослов
  • «О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным» — святитель Григорий Богослов

Жизнь и учение святителя Григория Богослова

Отец Григория был аристократического происхождения, а мать – истинная христианка. У нее долго не было детей. В молитвах она просила послать ребенка, которого посвятит Господу. Впоследствии она родила еще двоих детей, которые также канонизированы церковью.

Григорий учился в высших учебных заведениях Палестины, Александрии, Каппадокии. Затем перебрался в Афины, где посвятил себя изучению астрономических, математических, ораторских наук, а также поэзии. Здесь он подружился с Василием Великим. Закончив обучение, стал преподавать красноречие.

Когда он вернулся домой, отец его окрестил, ему уже исполнилось тридцать лет. В те времена в богатых семьях крестили после обучения. Позже он перебрался в обитель основанную Василием Великим, где изучал труды философа Оригена.

Отец вел борьбу с еретиками и царем Юлианом, ему необходима была поддержка сына. Григорий вернулся домой, его назначили в пресвитеры, затем епископом Назианза. Но отшельнический образ жизни был больше по душе Григорию, он снова уезжает в монастырь. Василий Великий просил его занять пост епископа и кафедру в городе Сасима.

Григорий стал популярным защитником христианской веры и прекрасным проповедником. Теперь его стали звать Григорием Богословом за блестящие ораторские качества. Император Феодосий предложил возглавить епархию в Константинополе. Но он считал, что не достоин занимать место отца. Константинополь был в руках ариан, поэтому Григорий стал объектом преследования. Через два месяца город посетил император и лично передал церковь Софии.

Для борьбы с еретиками был созван Второй Вселенский собор, где Григорий ввел догмат Троичности: единый Бог в трех лицах – отец, сын, святой дух. В результате развернулся спор, в котором Григория осудили за несоблюдение положения Первого Вселенского собора. Он оставался епископом Сасима и не мог возглавлять епархию Константинополя.

В результате он покинул город. К тому же власть ему была чужда. Он был аристократической личностью и самоуглубленным человеком, занял первый раз церковный пост сановника по просьбе Василия Великого. Поэтому он уезжает в Назианза, где продолжает управлять церковью. Когда он стал болеть, назначили епископом Евладии.

Некоторое время спустя Григорий Богослов прибыл в Назианз, возглавил там местную паству и руководил ею вплоть до момента, когда на кафедру Назианза взошёл епископ Евлавий. Произошло это в 383 году.

После сего святитель переселился на малую родину, в Арианз, где предался молитвенному созерцанию и писательской деятельности.

В 389 году он мирно почил о Господе.

За святость и праведность жизни, яркое, безукоризненное изложение в своих сочинениях учения о Пресвятой Троице и Лице Господа Иисуса Христа Вселенская Православная Церковь почтила его исключительным по значению именем — Богослов. С этим именем в Историю Церкви вошли всего три святых; помимо свт. Григория — апостол Иоанн Богослов и Симеон Новый Богослов.

Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов».

Творческое наследие

Тропарь святителю Григорию Богослову, глас 1

Пастырская свирель Богословия твоего / риторов победи трубы, / якоже бо глубины духа изыскавшу, / и доброты вещания приложишася тебе. / Но моли Христа Бога, отче Григорие, // спастися душам нашим.

Кондак святителю Григорию Богослову, глас 3

Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, / православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси, / юже и носящи, с нами зовет, твоими чады: радуйся, отче, // Богословия уме крайнейший.

Тропарь трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 4

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

Кондак трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: