ВЕНГЕРСКАЯ МИФОЛОГИЯ.. Мифы финно-угров

Олень, указывающий путь

В «Деяниях венгров» автор XIII в. Шимон Кеза, как и прочие средневековые хронисты, начал историю своего народа с библейского всемирного потопа. Потомком Иафета, одного из спасшихся от потопа сыновей Ноя, был гигант Менрот. После того, как люди попытались построить Вавилонскую башню и Бог смешал их языки, Менрот ушел в землю Эвилат, которую теперь именуют Персией.

Другой анонимный автор XIII в. считает (по созвучию) Могора потомком сына Иафета Магога, «первого короля Скифии». Потомками Магога были и властитель гуннов Аттила, и предок венгерских королей Юдьек. Предки венгров обитали в Скифии, но, сильно умножившись, вынуждены были искать новые земли.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Однажды братья вышли охотиться на болота Меотиды (Азовское море) и увидели самку оленя, которую принялись преследовать. Олень исчез, но братья обнаружили, что земли, на которых они оказались, изобилуют травой, деревьями, дичью и рыбой. Туда они и переселились с разрешения отца. Здесь братья нашли себе жен среди народа алан (вспомним предания о великанах алангасарах), умножились и стали могучим народом, расселившимся по всей Скифии.

Тогда гунны и их шесть вождей-братьев избрали себе судью, который должен был разрешать все споры, и двинулись на запад. Гунны со своим правителем Аттилой подчинили полмира, но, в конце концов, были разбиты. Вновь вернуться в Европу из Скифии гуннам-венграм удалось лишь в конце IX в. — там они обрели новую родину, Венгрию.

Венгерский средневековый историк, как и все авторы того времени, не был оригинален. Он начинал историю своего народа с библейской легенды о разделении языков и отождествил венгров с более древним народом, гуннами, — благо, их имена в латинской передаче (а Кеза пользовался латинским языком) были похожи:

Мифы финно-угров Олень, указывающий путь.

hunni и hungari. Деяния гуннов также были описаны им в соответствии с историей знаменитого автора VI в. Иордана: даже легенда о чудесном олене, показавшем путь гуннам, была заимствована из этой древней истории. Но вот имена героев начальной венгерской истории не были выдуманы Кезой: Менрот и особенно его жена Энех — персонажи древней легенды. Имя прародительницы венгров восходит к древнемадьярскому слову юнё — «корова»: это была, судя по всему, тотемическая прародительница.

Имена Хунора и Могора явно отражают древние этнонимы. Имя Хунор передает этноним оногуры: это объединение гуннских племен существовало в V–VII в. в степях Северного Причерноморья. Их соседями действительно могли быть венгры — мадьяры: это самоназвание венгров и отражает имя Могор — Мадьяр (имя «угры» — «венгры» они получили благодаря своему соседству с оногурами).

Имя «мадьяр», как уже говорилось, родственно этнониму манси и даже названию фратрии Мось. Возможно, даже легенда о чудесном олене родственна обско-угорскому мифу о двух охотниках, которые преследовали небесного лося: один — на крыльях, другой — пешком. Крылатый охотник поразил лося и сказал пешему, где найти добычу: тот нашел зверя и увидел, что земля вокруг изобилует рыбой и зверем. Тогда он навсегда остался на новой родине.

Наконец, сюжет о семи вождях, которые возглавили поход венгров на запад, также относится к древнему преданию, согласно которому семь князей, именовавшихся «хетимогер» — «семь мадьяр», выступили во главе венгров в поход из Скифии на запад.

Календарные обычаи венгров — христианские, схожие с обычаями соседних народов. На Рождество принято было колядовать, т. е. ходить с песнями-колядками по домам, собирая гостинцы, что напоминает о дарах волхвов. Конечно, речь идет не о тех волхвах, которые совершали страшный «обходной» обряд в Верхнем Поволжье в XI в.

, насильно собирая «дары» у «нарочитых жен», а о магах, которые по явлению новой звезды узнали о рождении Иисуса Христа и явились к нему со своими дарами. Но сам «обходной» обряд колядования был древним: чем больше даров могли собрать колядующие, тем богаче будет наступающий год. Колядующие рядились в страшные зооморфные маски, изображающие нечистую силу, ибо считалось, что она выходит с того света на Святки (вспомним поверья об инвожо у удмуртов и сходные верования других народов).

Мифы финно-угров Зловредный цыпленок.

Очень древним оказался мотив венгерских рождественских песен — колядок. В колядках упоминается чудесный олень с рогами в тысячу ветвей, на каждой ветви — тысяча свечей. Он пасется у чудесного источника, вокруг которого зеленеет трава. На его теле — солнце, луна и звезды.

Перед нами — космический олень, тело которого воплощает Вселенную, а рога — ветвистое Мировое древо. Венгерский народ сохранил тысячелетний уральский миф о небесном олене, несмотря на то, что далеко ушел от своей уральской прародины тысячелетие назад.

Многоликие драконы

Мифы об огромных рептилиях — летающих, плавающих, дышащих огнем или изрыгающих воду — встречаются почти у каждого народа. Их очень сложно обобщить, потому что под определение “драконов” в целом попадает огромное количество вымышленных существ. Они бывают красные, черные, белые, золотые, синие, бывают огненные, ледяные, воздушные, костяные, каменные, разумные и дикие, добрые и злые, многоголовые или с одной головой, бессмертные или просто долгоживущие.

В греческом языке “drakõn” — “тот, кто видит” (от глагола derkomai — я вижу), реже — “тот, который сияет”. Слово “змея” переводится на греческий как “ojix”. Часто возникают вопросы о том, кто упоминается в Библии под обликом Сатаны — змея (искуситель Евы) или дракон, поверженный Архангелом Михаилом. Считается, что у греков эти термины были взаимозаменяемы — например, Гесиод в своей “Теогонии” (“родословная богов”) дважды употреблял словосочетание “змей-дракон”.

Инь-Янь — дракон сражается с тигром.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Интересный факт: чем “моложе” миф о драконах, тем они становятся злее. Например, на Востоке дракон был символом мудрости и благополучия. Он олицетворял воду, дождь. В Японии статуи драконов часто становились элементом фонтанов. В Китае синий дракон “лунь” был символом императора (примерно то же самое касалось и японских императоров-микадо).

Традиционный восточный дракон держит в передней лапе пылающую сферу — Луну, которую он периодически заглатывает и изрыгает. Дракон, борющийся с тигром или фениксом, представляют собой знак “инь-янь” — двойственность всего сущего.

Скандинавы украшали головами драконов (draca) носы своих кораблей, получивших от этого название “драккары”. Считалось, что такие форштевни будет отпугивать противников и, в частности, различных чудовищ, населяющих океан.

Иудейский дракон жил в пустыне и был символом запустения. Для христиан дракон олицетворял зло, дьявола, Сатану, врага Бога. Интересный факт: средневековые изображения дракона с завязанным (закрученным) хвостом означали, что это чудовище побеждено.

Независимо от своей приверженности добру или злу, драконы во всех странах (кроме, пожалуй, Африки и Северной Америки, где легенд о драконах почему-то не сформировалось) отличаются божественной, вернее говоря, изначальной природой, немыслимой древностью, а также огромной силой.

Драконо-собака. Статуя из императорского Запретного города в Пекине.

Драконы — почти всегда хищники, причем не брезгующие человеческим мясом (европейские ящеры предпочитали девственниц, что символизировало конфликт тьмы и непорочности). Их крайне трудно или вообще невозможно убить, они живут под землей (в пещерах) или в воде, имеют чешуйчатое тело, острые зубы, когти, иногда — крылья и плоское жало на хвосте.

Драконы часто обладают магическими способностями, распространяющиеся и на отдельные части их тела. Например, древнегреческий герой Ясон засеял поле зубами дракона, и из них выросли закованные в броню воины, а герой древнегерманских сказаний Зигфрид, омывшись кровью дракона, стал понимать язык птиц.

Драконы юрского периода

Существуют теории, что удивительное “единодушие” всех мифов о драконах является следствием контактов людей с динозаврами в незапамятные времена. Теория привлекательная, но очень маловероятная — ведь наземные гигантские ящеры вымерли 65 миллионов лет назад, а летающие — свыше 100. “Легкодоступные” останки динозавров имеются лишь в пустынных районах Центральной Азии, поэтому версию об обнаружении скелетов также можно исключить.

Встречи древних людей с отдельными группами выживших динозавров в потаенных районах планеты теоретически возможны, однако этого явно недостаточно для формирования десятков схожих легенд у совершенно не связанных друг с другом народов. Такие культурные феномены (например, не менее распространенные легенды об оборотнях) пока что можно объяснить лишь стереотипностью человеческого мышления, склонного понимать сходные явления одинаковым образом.

Птерозавры — доисторические «родственники» драконов.

Леонардо да Винчи предлагал изображать голову дракона так: “Голова дога, кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски петуха и шея водяной черепахи”.

Дракон борется со львом. Рисунок Леонардо да Винчи.

Легенда об обретении земли

Тема драконов настолько необъятна, что мы решили разбить ее на две части. Сегодня мы расскажем об этих фантастических чудовищах из мифов и легенд. А в одном из следующих номеров “МФ” вас ждет статья о современных драконах в фэнтези и фантастике.

Ажи-Дахака

В переводе с зендского языка древней Персии — “Великий Змей”. В зороастризме — ужасный дракон, одна из трех голов которого — человеческая. Он — ближайший сподвижник бога зла Аримана, обладающий “тысячью чувств”, способный повелевать штормами и болезнями. Из его ран исходит не кровь, а змеи, скорпионы и прочие ядовитые гады.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Аналогично дракону-Сатане из библейского “Откровения Иоанна Богослова”, Ажи-Дахака рано или поздно вырвется из плена, пожрет треть человечества и будет убит другим героем — Кересаспой.

Гора Дамаванд, где, по легенде, томится Ажи-Дахака.

Апалала

В буддийской мифологии — водяной дракон, живший в реке Сват (северо-запад современного Пакистана). Однажды проходивший мимо Гаутама Будда обратил его в буддизм. Эта история — одна из популярных легенд данной религии.

Апеп (Апофис)

Воплощение тьмы и хаоса, египетская разновидность дракона. Чаще всего представляется в виде змеи, реже — крокодила. Апеп родился от плевка богини охоты Нит и был одним из главных врагов бога Ра (Солнца). Последний каждую ночь заходил за горизонт и путешествовал в лодке по подземному миру.

Апеп в древнеегипетской живописи.

Это интерсно

Тарраска из «Dungeons {amp}amp; Dragons» — настоящий кошмар для игроков.

У кельтов драконы символизировали власть, лидерство. Это было отражено в их словообразовании — например, “Pendragon” означает “Вождь”.

С драконами часто путают вивернов — старинного геральдического ящера, имеющего лишь две ноги и по определению неспособного извергать огонь. Считается, что виверны не блещут интеллектом и легко поддаются одомашниванию.

Гидра — маленькое (до 1 сантиметра) беспозвоночное животное с щупальцами, обитающее в пресной воде. Свое название оно получило за исключительную способность к регенерации. Гидру можно вывернуть наизнанку, раскатать в лист и разрезать на множество частей — и все равно из каждого кусочка вырастет новый экземпляр. Исследователи 19 века заявляли, что они измельчали гидр до пастообразного состояния — и полученная “каша” срасталась в гидру. Однако в наше время повторить этот эксперимент не удалось— живучесть гидр все же имеет свои пределы.

Среди летающих ящеров — птерозавров, вымерших в конце мелового периода, — самым крупным (и вообще крупнейшим летающим существом за всю историю планеты) был кетсалькоатлус, названный так в честь бога Кетсалькоатля. Размах его крыльев составлял 12 метров, а вес — 50 килограммов.

Слово “тараска” у французских военных означает 20-миллиметровую зенитную пушку. В ролевой игре “Подземелья и драконы” тарраска (с двумя “р”) — самый сильный монстр, имеющий иммунитет практически к любым видам оружия и магии. Чудовищ с аналогичным именем также можно встретить в романе Пирса Энтони “Шерстяной щелок: едкая байка” (1984), стратегической компьютерной игре “Starcraft” и онлайновых играх “Anarchy Online”, “Irth Online”.

Типичный представитель европейских драконов, упоминаемый в польских сказках. Дракон жил в Вавельском холме города Кракова (там сейчас стоят крепость и собор), на берегу реки Вистулы. Каждый месяц он требовал от жителей по одной молоденькой девушке на съедение.

Мифы финно-угров Зловредный цыпленок.

Король Крак, основавший город, неоднократно пытался расправиться с наглым ящером, однако даже самые храбрые рыцари были здесь бессильны. Отчаявшись, он предложил руку своей дочери Ванды любому, кто решит эту проблему. На подвиг вызвался молодой ученик сапожника по имени Жевзик Дратевка.

Под замком — вход в пещеру Вавельского дракона. Наши дни.

Как водится, он прибегнул к хитрости — подложил к пещере дракона тушу ягненка, набитую серой. Чудовище слопало отраву и стало мучиться от страшной жажды. В итоге дракон выпил половину реки Вистулы и попросту лопнул.

Иллуянка

В мифологии хеттов (древний народ, населявший север Сирии и воевавший с Египтом) — дракон, враждовавший с богом грозы Тешубом. Существует несколько вариантов этой легенды, в которых одинаково подчеркивается, что Иллуянка гораздо сильнее Тешуба. Потерпев от дракона очередное поражение, последний просит богиню Инару о помощи.

По другой версии дракон побеждает Тешуба и забирает у него сердце с глазами (похожий мотив есть в египетских мифах, где Гор после поединка с Сетом теряет один глаз). Тешуба такой вариант развития событий не устраивает — он вступает в брак с богиней Хебат, рождает сына Сарруму (дословно — “Король гор”) и женит его на дочери Иллуянки. Отец подговаривает жениха, чтобы в качестве приданного тот потребовал отнятые у него глаза и сердце.

Получив искомое, Тешуба вновь начинает войну с драконом. Саррума встает на сторону тестя, поэтому бог грома убивает не только древнего ящера, но и своего сына.

Йормундганд

В скандинавской мифологии — огромная змея, плод сожительства бога хитрости Локи и великанши Ангрбоды (дословно — “Предсказывающая беду”). Помимо нее, у родителей было еще два ребенка — жутковатая владычица подземного мира Хель и волк Фенрир, которому в конце света суждено поглотить верховного бога Одина.

Последний, как только увидел жуткую Йормундганд, сразу же решил на всякий случай отправить ее от себя подальше, на дно морское. В океане эта рептилия выросла настолько, что смогла обернуться вокруг Земли, достав головой до своего хвоста. Поэтому она получила имя Митгард — Мировая Змея. Отношения с богами у нее не сложились — наиболее сильно Митгард враждовала с громовержцем Тором, которого, согласно пророчеству, она должна была в конце концов убить.

С их противостоянием связано несколько историй. Великаны, ненавидевшие бога грома, однажды решили посрамить его в “подставных” соревнованиях. Наслав на него волшебные чары, они попросили Тора поднять обычную кошку. Могущественный бог едва смог оторвать ее от земли — ведь на самом деле под обликом кошки скрывалась змея Митгард.

В другой раз Тор, обеспокоенный пророчеством, решил сходить на “рыбалку” и изловить Митгард. Экипировка была соответствующей: огромная лодка великана Гимира, голова исполинского быка в качестве наживки, толстый канат и здоровенный крюк. Змея быстро “клюнула” и стала тянуть с такой силой, что лодка почти ушла под воду. Днище не выдержало: Тор провалился сквозь него, но попал ногами на отмель и продолжил вытаскивать змею.

Тор и Гимир на «рыбалке». Исландский манускрипт 18 века.

Когда ее голова показалась над водой, нервы у великана Гимира не выдержали, и он обрубил канат. Змея тут же стала уходить на глубину. Обозлившись, Тор кинул ей вслед свой волшебный молот Мьёльнир (приблизительный перевод — “Тот, который разбивает”). Последний настиг Митгард, но так и не убил ее.

В Рагнарёке (последняя битва богов) Тор наконец-то убьет Митгард, однако отойдет от трупа змеи всего на девять шагов и упадет замертво, отравленный ее ядом.

Кетсалькоатль

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

“Пернатый Змей”, могущественное южноамериканское божество, почитаемое ацтеками, ольмеками, тольтеками, микстеками и майя (последние называли его Кукулькан). На ацтекском языке науи это приблизительно означало “змей с перьями кетсаль”. Кетсаль — райская птица, перья которой считались особой ценностью и использовались в головных уборах индейских королей. Кроме того, многие южноамериканские короли брали себе имя “Кетсалькоатль”, чтобы подчеркнуть свое божественное происхождение.

Божественный змей. Срисовка с фрески, найденной при раскопках города майя Яшчилан.

Культ Кетсалькоатля насчитывает, как минимум, несколько тысяч лет. Вероятнее всего, Крылатому Змею приносились человеческие жертвы, однако в целом он считался существом сугубо позитивным. Так как Кетсалькоатль вел постоянную борьбу с злым богом Тецкатлипокой (“Дымящееся зеркало”), его иногда называли “Белый Тецкатлипока”. Их противостояние якобы закончилось изгнанием Кетсалькоатля, который перед уходом обещал непременно вернуться.

Ацтекский император Монтесума II первоначально решил, что прибытие Эрнандо Кортеса в 1519 году — это возвращение Кетсалькоатля.

Мифы финно-угров Зловредный цыпленок.

У некоторых народов Кетсалькоатль был связан с утренней звездой, а его брат-близнец, бог молнии Ксолотл — с вечерней (имеется в виду планета Венера в разное время суток). Кроме того, считалось, что Пернатый Змей подарил людям календарь, научил их выращивать маис, изобрел книги — словом, занимался просветительством.

Одна из легенд говорит о том, что после гибели четвертого мира (наш — пятый и последний) Кетсалькоатль спустился под землю, нашел там кости предыдущей расы, населявшей планету, и превратил их в людей, оросив собственной кровью.

Стоглавый дракон, сын морского бога Форкия и ужасного водного чудовища Кето. Согласно древнегреческой мифологии, Ладон охранял золотые яблоки в саду Гесперид. Каждая из его голов умела говорить разными голосами на множестве языков.

Левиафан

В иудаизме считается морским драконом, монстром, созданным самим Богом (термин “Тананим”, упоминаемый в еврейском переводе Книги Бытия, многие склонны переводить как “морское чудовище, крокодил, змея”).

Драконы юрского периода

Существуют теории, что удивительное “единодушие” всех мифов о драконах является следствием контактов людей с динозаврами в незапамятные времена. Теория привлекательная, но очень маловероятная — ведь наземные гигантские ящеры вымерли 65 миллионов лет назад, а летающие — свыше 100.

Встречи древних людей с отдельными группами выживших динозавров в потаенных районах планеты теоретически возможны, однако этого явно недостаточно для формирования десятков схожих легенд у совершенно не связанных друг с другом народов. Такие культурные феномены (например, не менее распространенные легенды об оборотнях) пока что можно объяснить лишь стереотипностью человеческого мышления, склонного понимать сходные явления одинаковым образом.

Птерозавры — доисторические «родственники» драконов.

Мировое древо

Семь легендарных вождей угорских племен, отвоевавших у славян на Дунае Венгрию, соотносятся с семью ветвями Мирового древа — семью мирами и семью сыновьями Нуми-Торума в близкой венграм мифологии обских угров.

Среди древних мифологических образов в фольклоре венгров сохранилось Мировое древо с семью (или девятью) ветвями: оно настолько высоко, что именуется «деревом без вершины» — вершина теряется в небесах (которые имеют семь слоев), корни уходят в преисподнюю, где располагаются страны хтонических существ — лягушек, ящериц и змей.

У корней бьет источник жизни; смола, плоды и соки дерева питают все сущее на земле. Плоды этого дерева — золотые яблоки — дарят феи своим любимцам. На верхней — седьмой — ветви находится дом Солнца и его матери, ниже — дом Луны и ее матери. Месяц именуется в венгерском фольклоре «новым королем», Солнце оказывается женским персонажем (подобно Месяцу и Солнцу у обских угров).

По другим представлениям, ветер дует из большой дыры в горе, которая находится далеко — за семью другими горами: это отверстие стережет Мать ветра. В этом мифе гора эквивалентна Мировому древу.

Древо охраняет огромная птица: недаром оно называется «орлиным деревом». Мифическая птица Турул играла особую роль в венгерской мифологии: анонимный венгерский хронист XIII в. века рассказал, что мать Алмоша — отца Арпада и прародителя венгерских королей забеременела после того, как увидела во сне эту чудесную птицу, овладевшую ею.

Ей привиделось во сне, что целая огненная река истекает из ее груди: это — шаманская река, по которой можно проникнуть во все миры. Для венгров эпохи обретения новой родины этот символ был важен — ведь им предстояло следовать неведомыми путями. Само имя Алмош означает «сонный» — рожденный после вещего сна. Имя Турул восходит к тюркскому обозначению ястреба.

Вспомним «шаманский» изобразительный мотив, характерный как для пермского звериного стиля, так и для произведений иранской торевтики: гигантская птица уносит женщину в своих лапах. Эта сцена запечатлена на двух золотых сосудах из самого знаменитого из раннесредневековых кладов: он был найден в местечке Надь-Сент-Миклош в Трансильвании в XVIII в.

Шаман-талтош

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

он родится в новолуние с зубами (иногда с двумя рядами зубов), которые могут быть непомерно большими — кабаньими, лошадиными или волчьими, с волосатым телом или даже с копытами. В семилетнем возрасте во время грозы он исчезает в туче или уносится в виде вихря на небо. Там старые талтоши учат его, как устраивать бури и вихри, наводнения, как самому передвигаться со скоростью вихря. Рассказывают, что талтош может поднять вихрь, раскурив свою трубку.

Талтош может защищать свое селение от другого, враждебного, чародея. Во время грозы в тучах видны две группы сражающихся друг с другом талтошей. Победа «своего» талтоша обеспечивает хороший урожай, поражение может привести к семилетнему голоду. Талтош оказывается также противником ведьм — босорканей.

Способностью к оборотничеству наделялись все высшие боги финно-угорской мифологии: вспомним мордовского Нишке, который также был связан с Мировым древом и мог превращаться в быка, коня и других животных.

В сказках талтошем может называться и волшебник, и чудесный конь, похожий на русского конька-горбунка: поев раскаленных угольев, он из убогого животного превращается в волшебного жеребца. Конь-талтош помогает герою венгерской сказки добыть чудесную невесту, сражаться с драконом — шарканем и т. п.: в этом волшебном помощнике также легко угадываются шаманские черты.

Впрочем, шаркань — дракон, живущий в колодце, болоте или пещере, — может быть как раз помощником талтоша и закручивать вихри во время полета талтоша по воздуху. В легендах талтош или волшебный конь может указать, где зарыт клад: там, где гарцуют семь жеребцов, наверняка спрятано сокровище. Талтош может предвидеть будущее (во всяком случае, погоду) и даже возрождаться после смерти.

Миф о борьбе враждебных талтошей напоминает не только мифы о небесных битвах, от которых происходит северное сияние. Вспомним поединки шаманов и чародеев — начиная с состязания Вяйнямёйнена и Лемминкяйнена. Но более всего представления о борьбе талтошей связаны, со славянскими верованиями о здухачах и подобных им фантастических персонажах, которые сражаются в тучах со своими противниками.

В XVI–XVIII вв., когда и в Венгрии проходили ведовские процессы, многих женщин обвиняли в том, что они — ведьмы-босоркани. Подсудимые отрицали свою вину, заявляя, что они — талтоши. Талтоши-женщины наделялись способность лечить, гадать, предсказывать будущее, разыскивать потерянное имущество или обнаруживать клад, сражаться с ведьмами и друг с другом, летая по воздуху.

Боги и предки

Только по данным языка можно обнаружить древние корни венгерских представлений о богах. Обозначение христианского бога Иштен связано с представлениями о предке, «отце»: видимо, к нему трижды обращались венгры перед походом на будущую родину. Молния именуется «стрелой Иштена» — значит, небесный бог имел и функции громовника (как Укко у финнов и прочие небесные боги).

Богородица в венгерской народной традиции называется «мать (женщина) счастья (богатства)»: сохранилось представление о «семи матерях», которые могут быть соотнесены с семью ветвями Мирового древа, семью вождями венгров и т. п. «Мать счастья» должна была наделять судьбой, долей — значит, была сродни обско-угорской Калтащ-экве.

Древнее — тюркское — имя сохранил в венгерском языке и черт — ёрдёг: показательно, что имя злого духа было заимствовано у соседних народов, как это было с именами Керемета у марийцев, удмуртов, Шайтана — у мордвы, Перкеля — у саамов и др.

Мифы о творении

У венгров, как и у всех финно-угров, сохранились архаические дуалистические мифы о сотворении земли. Бог велел черту нырять за ней на дно океана, но черт не мог поднять на поверхность землю: вода вымывала ее из рук нечистого. Лишь на третий раз Бог заметил, что под ногтем у черта сохранилась частичка земли.

Далее черт творит человека из глины, но не может вдохнуть в него душу: ведь он властен только над видимым материальным миром, духовный же мир зависит от Бога.

В другой дуалистической легенде также сохранились знакомые нам мотивы. Черт стал просить у Бога, чтобы он уступил ему души хотя бы тех людей, которые утонули. Бог согласился с тем условием, что черт спустится на дно океана и совьет там веревку из морского песка. Конечно, нечистый не справился с задачей, и человеческие души ему не достались.

Эти дуалистические легенды, распространенные у всех финно-угров, едва ли могут считаться собственно финно-угорскими, в отличие от мифа о ныряющей за землей птицей. Они восходят к средневековым дуалистическим ересям — богомильству, о распространении которого в Европе мы говорили в начале книги, когда речь шла о поверьях поволжских волхвов.

вспомним, что в индоиранской традиции птица приносит священное растение — сому или хаому. В лапах у Турула — две водоплавающих птицы: мы уже знаем, что перед нами космограмма — символическое изображение небесного и земного (водного) мира. Важно, что эти диски с космологическими сценами вплетались в дамские косы — такая же мода была известна и далеким родичам венгров на Оби.

Зловредный цыпленок

Среди низших духов, известных славянам и другим народам Европы, у венгров бытует злобный персонаж, именуемый лидерц. Человек может «высидеть» его, если будет 24 дня держать под мышкой куриное яйцо. Вылупившийся цыпленок может обогатить своего хозяина, но при этом совершенно изнуряет человека, требуя от него все новых и новых заданий.

На этом серебряном ковше, найденном в Коцком городке (на Оби), изображен большой шаман, окруженный семью меньшими.

У хантов Кар-лунг («Дух — самец оленя») призван собирать оленей, отпущенных на вольный выпас.

Керамическая фляга из храмово-дворцового комплекса Кой-крылган-кала (Хорезм). На ней изображен гусь-оборотень. На его туловище помещаются две человеческие личины. Гуся касается лапами грифон Симург. Гусь этот воплощает целую Вселенную — он и объединяет космические стихии, и является производным от них.

Такие серебряные диски были вплетены в косы погребенной в Ракамазе знатной венгерской дамы. На дисках изображена гигантская птица Турул, играющая особую роль в венгерской мифологии.

Фрагмент росписи одной из венгерских церквей, изображающий поединок венгерского короля XI в. св. Ласло с вождем куманов (половцев), похитившим венгерскую красавицу.

Эта романтическая сцена отдыха на коленях у дамы воспроизведена на золотой гуннской бляхе из Сибирской коллекции Петра I. Многие сюжеты древнего евразийского эпоса описывают женитьбу героя на чудесной красавице у Мирового древа.

Лидерц может являться человеку в виде блуждающих огоньков — они отмечают место, где зарыт клад, но могут заманить и в болото. Ночью же злодей может принять облик человека и даже вступить с женщиной в любовную связь. Но от этого возлюбленная лидерца непременно заболеет. Сходный персонаж, вылупляющийся из яйца, — куйгорож — известен и мордве, у финнов же духом-обогатителем считался пяра.

Странствующая душа

У венгров сохранилось представление о двух душах, имеющихся у каждого человека. Душа-дыхание именуется лелек, что напоминает сходное по наименованию и значению (лили, лил) в обско-угорской мифологии и в мифах финских народов — это эстонская лейл, коми зырянская лол, удмуртская лул. Душа-дыхание неразрывно связана с телом и покидает его только после смерти.

Другая душа — тень, или свободная душа. Она может покидать тело во время сна и совершать дальние путешествия в образе мыши (сходное поверье есть у коми-зырян). Возможно, ее древним обозначением было слово иж — оно родственно наименованию души-тени ис у обских угров. Это слово стало обозначать у венгров злого духа — ведь дух умершего, способный странствовать по земле, не давал покоя живым; так же называли духов болезни и саму болезнь.

Евразийский миф и святой венгерский король

С Х в., когда венгры оказались на новой родине в центре Европы, они восприняли многие обычаи окружающих европейских народов, что нашло отражение в их фольклоре, календарных и семейных обрядах. Однако среди этих обрядов сохранились реликты древних ритуалов, напоминающих о временах, когда венгры еще кочевали в причерноморских степях.

На Троицу — один из главных христианских праздников — у венгров устраивались состязания (в том числе по стрельбе из лука), скачки, что заставляет вспомнить о быте венгров-коневодов, наконец, выборы обрядового троицкого короля, как правило, победителя в скачках. Троицкий король считался правителем всего села на время праздника, а у молодежи оставался «судьей» весь год — до следующих троицких состязаний.

Другой «конный сюжет» в венгерских легендах остается непонятным, если не обратиться к быличкам финских (пермских) народов Поволжья. Венгры-секлеры, живущие в Словакии, рассказывали, как ночью из озера выходит белый конь: он пугает пастухов, пасущих коней в ночном, и исчезает наутро. Венгры оказываются в этой быличке менее находчивыми, чем коми-пермяки и удмурты.

Коми знали, что ночью из воды выходят чудесные быстрые кони, правда, не белые, а вороные с огненными глазами. Если успеть обойти такого коня с нательным крестом, он остается служить хозяину. Удмурты верили, что из воды выходят крылатые огненные кони: если успеть бросить в воду железный предмет, они не смогут вернуться туда и останутся во власти человека. У марийцев сам водяной вют-водыж нередко появлялся в облике коня. Наконец, в виде белого жеребенка может выходить из моря и финский водяной.

Все это напоминает о тех легендарных временах, когда венгры выбрали себе «судью», который должен был вести их на поиски новой Родины. Белый конь стал символическим даром, за который венгры, согласно легенде, и обрели эту Родину. Более того, ежегодные состязания — борьба за титул «короля» — могут восходить к тем временам, когда люди верили, что от правителя зависит благополучие народа и мира в целом.

Мифы финно-угров Зловредный цыпленок.

Такие представления были распространены в Хазарском каганате, в состав которого входили и венгры, когда они обитали в причерноморских степях. Так, у хазар было принято, что в случае военного поражения или голода народ предъявлял обвинение правителю — кагану: он, дескать, стал стар и слаб, поэтому должен уступить место другому. Каган должен был доказать свою силу в борьбе или отступить (по преданию, его могли даже умертвить).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

На хазарском Коцком ковше, обнаруженном у обских угров, есть шаманские изображения, в том числе представлена сцена борьбы старого кагана (в священной царской повязке) с его более молодым противником, волосы которого заплетены в косу.

Такие представления, как нам известно, были и у финнов — вспомним о судьбе Вяйнямёйнена, а также Тюштяна, культурных героев, которые вынуждены были уступить место только что родившемуся чудесному младенцу.

Предание о поединке короля с соперником сохранилось в венгерской исторической традиции о святом короле XI в. Ласло — Ладиславе. Ему пришлось сразиться с вождем куманов — половцев; врагов не только русских, но и венгров. Половецкий вождь похитил венгерскую красавицу, и король выступал не только как воин, но и как рыцарь, спасающий даму.

Всадники не смогли одолеть друг друга верхом, спешившись, они изломали свое оружие в поединке, и дело дошло до борьбы; боролись не только сами герои, но и их кони. Силы стали оставлять короля, но исход сражения решила героическая дева, которая поразила чужого богатыря в единственное его уязвимое место — пяту — топором (или мечом). Король смог отдохнуть после поединка, повесив оружие на дерево и положив голову на колени спасенной деве.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Эта средневековая рыцарская идиллия, воспроизведенная в росписях венгерских церквей — ведь Ласло был канонизирован — находит соответствие в древних изображениях, происходящих из степей Евразии. Сцена борьбы живо напоминает сходный изобразительный мотив на Коцком ковше: там также борются два пеших героя, которых сопровождают их кони.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: