Молох в мифологии значение имени и суть этого существа

[править]Общие сведения

До середины 20 в. на основании Библии считалось, что Молох — это почитавшееся в Эрец-Исраэль, Ханаане, Финикии и Карфагене божество, которому приносились человеческие жертвы, особенно дети. Это божество отождествлялось с аммонитским Мильком или другими божествами, в именах которых есть корень mik («царь»), ки которые упоминаются в Ветхом Завете, как правило, в связи с жертвоприношениями детей[1].

Ряд учёных отождествляли с Молохом Мелькарта или Яхве. Так, слова Иеремии, говорившего от имени Яхве: «Устроили высоты Тофета, что в долине сынов Хиннома, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило», — звучат как полемика с теми, кто придерживался подобных взглядов[2].

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Культ имел древние месопотамские корни. Женское дополнение Молоха — Мельхет — чествовалась человеческими жертвами. Упоминаемый в ассиро-вавилонской мифологии Адрамелех, бог Сефарваима, имел тот же характер.

Но на основании изучения карфагенских надписей конца 1 тысячелетия до н. э.- первых веков н. э. германским семитологом О. Эйсфельдтом было выдвинуто предположение, что Молох (molk) — обозначение самого ритуала жертвенного сжигания людей или животных, позже принятое за имя божества.

Версию О. Эйсфельдта поддерживали ведущие советскиероссийские специалисты по ханаанской цивилизации — Ю.Б. Циркин в работе «Карфаген и его культура»[3] и И.Ш. Шифман в работе «Ветхий завет и его мир»[4].

Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва[5].

Описание

Еврейская Библия запрещает под страхом смерти отдавать детей на служение Молоху (Книга ЛевитЛев. 18:21; Лев. 20:2). О «проведении детей через огонь» говорится в Библии (Втор. 18:9,10) наряду с гаданием, колдовством и другими «мерзостями» язычества. В более поздней еврейской интерпретации «проведение через огонь» означает также языческую инициацию детей[9], а «грех Молоха» — обращение детей в язычество или же рождение от язычницы.

Местом ханаанского культа Молоха была, по Библии (Иер. 32:35), Долина Еннома. В иудаистической традиции человеческие жертвоприношения были запрещены; иудейский царьИосия уничтожил геенну (4Цар. 23:10) в долине Еннома.

Молох в мифологии значение имени и суть этого существа

До середины XX века было распространено мнение, основанное на Библии, о Молохе как о западносемитском и карфагенском божестве, которому приносили в жертву людей (часто детей). Также предполагалось, что Молох тождественен аммонитскому Милькому, Мелькарту или добиблейскому Яхве[10].
После публикации в 1935 немецким семитологом Отто Эйссфельдтом исследования Molk als Opferbegriff im Punischen und Hebräischen, und das Ende des Gottes Moloch многие специалисты считают, что божества по имени Молох никогда не было[11][12][13], а словом mlk в Библии обозначается западносемитский обряд человеческих жертвоприношений, известный как молк[14][15]; однако отрицание существования божества Молох не получило полной поддержки специалистов[12].

По мнению Джона Дэя, в Ветхом завете речь скорее идёт об имени божества, а не о названии обряда, что подтверждается внебиблейскими источниками — ханаанский MLK упоминается в двух заклинаниях из Угарита[16]. В обоих случаях он упоминается в связи с местом под названием Аштарот-Карнаим в северном Заиорданье, которое в других угаритских текстах связывается с рефаимами[17].

Он также упоминается как Malik в списках богов из Эблы, Мари и Угарита, а в аккадских текстах malku отождествляется с Нергалом — месопотамским богом подземного мира[18]. Возможно, Молох Библии — западносемитский бог подземного мира, а превращение его имени в название жертвоприношения — это явление карфагенского культурного ареала[19].

[править]Молох у евреев

Евреи придерживались культа Молоха и во время исхода[6] и во времена царя Соломона[7].

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Местом отправления культа в Эрец-Исраэль был тофет в долине Хинном («Гай Бен hином» — «долина Геенна огненная»), около Иерусалима[8].

Иудейский царь Иосия уничтожил жертвенники тофета[10].

Но так называемые цари-отступники, как Ахаз[11] и Манассия (Менашше)[12] совершали человеческие жертвоприношения[5], как и его сын Амона. Они продолжались и в начале правления Иошияху, религиозная реформа которого окончательно искоренила эти и другие языческие ритуалы[13].

Молох

провести добытые у неприятеля металлические сосуды «через огонь»[17], чтобы сделать их ритуально чистыми. На основании этого некоторые экзегеты полагали, что дети не сжигались, а только проводились по огню или между двумя кострами. Но параллельное выражение: «Сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне»[18] ясно показывает, что дети действительно сжигались.

В Северном Израильском царстве также приносились жертвы Молоху[19].

[править]Финикийцы и Карфаген

В финикийских обществах и в Карфагене обычай Молоха сохранялся, по-видимому, до конца 1-го тысячелетия до н. э.

Филон Библский и Порфирий приводят миф, обосновывавший практику Молоха: Кронос (Илу, Эл) в момент катастрофы принёс в жертву своему отцу Урану (Баалшамему) единственного сына — Йеуда (Иуду)[5].

В Карфагене жертвоприношения детей связывают с попыткой умилостивить богов во время испытаний. Особо почитаемой жертвой считались дети знатных родов, из них в случаях особой опасности совершали гекатомбы, как например это имело место при осаде Карфагена Агафоклом. Такие гекатомбы были нередки и в обычное время. Дети клались на простертые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костёр; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки.

Диодор Сицилийский рассказал, что жители Карфагена, видя, что их городу грозит опасность после событий 310 г. до н. э., принесли в жертву «Кроносу» сотни своих детей, чтобы предотвратить беду. Причину последней приписывали ярости Кроноса, гневавшегося на карфагенян, которые перестали жертвовать ему своих первенцев, заменяя их покупаемыми детьми.

При раскопках карфагенского города Суса были найдены остатки «места горения» тофета площадью 4 кв м.[20]

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

У карфагенян культ Молоха сохранился до времени Тиберия[21].

  1. Например., 2 Царств 17, 31
  2. Молох // Электронная еврейская энциклопедия
  3. Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. Изд-во «Наука». М., 1986.
  4. Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир. — М.: Политиздат, 1987.
  5. 5,05,15,2И.Ш. ШифманМолох // Мифы народов мира»
  6. Амос.5:26
  7. 3Цар.11:7
  8. Иерем. 32, 35
  9. Лев.18:21; Лев.20:2
  10. 2 Царств 23, 10
  11. 2 Царств 16, 3
  12. 2 Царств 21, 6
  13. II Ц. 23:10
  14. II Цар., 23, 10
  15. Лев., 18, 21; Иерем., 32, 35; Иезек., 16, 21; 23, 37; ср. выражение: והעברת כל פטר רחם לה׳‎, Исх., 13, 12; ср. Иезек., 20, 26
  16. Втор., 18, 10; II Цар., 16, 3; 21, 6; Иезек., 20, 31
  17. Чис., 31, 23
  18. Иер., 7, 31; 19, 5; II Цар., 17, 31
  19. II Цар., 17, 17; Иезек., 23, 37
  20. Осторожно — Геенна Огненная!
  21. Тертулл. Apolog., 9

Литература

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: