Молитва иеросхимонаха Парфения Киевского — Православная Лечебница

Портреты Преподобного Парфения

Чтобы найти портреты преподобного Парфения, пришлось просмотреть все имеющиеся в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга и Киева издания «Жизнеописания преподобного Парфения», а также издания его «Ежедневной молитвы и духовных наставлений». В некоторых из этих изданий были гравюры, ксилографии и литографии разных портретов преподобного Парфения (все без указания даты изготовления): ксилографии работы Янова (см. рис, IV), в разных изданиях несколько отличающиеся одна от другой и, похожая на них литография, выполненная Б.Чеховским (см. рис. V); гравюры И.Полонского, отличающиеся одна от другой, и другие литографии и ксилографии без указания автора. Первым изданием жизнеописания иеросхимонаха Парфения, как уже отмечалось, было «Сказание…», вышедшее одновременно в двух изданиях, из которых одно – с портретом старца и его факсимиле: «Буди благословен…». Эта литография иеросхимонаха Парфения, выполненная Ламерсье146, по-видимому, была первым изданным в печати портретом преподобного Парфения.

В ЦАК МДА хранится такая же литография Парфения147, с его факсимиле, выполненная Ламерсье (она помещена в нашем издании).

В ГМИИ им. А.С. Пушкина в отделе русской гравюры хранится офорт схимника Киево-Печерской Лавры Парфения, выполненный Л. Жемчужниковым в 1861 году. В НУБВ хранится пробный, неоконченный офорт схимника Парфения, награвированный им же в 1860 году. В изоотделе ГИМ хранятся офорты схимника Парфения, награвированные Л. Жемчужниковым в 1860 и 1861 годах; гравюра на дереве иеросхимонаха Парфения Киевского с его факсимиле « Господи! Сотвори сей день днем милосердия Твоего», выполненная И.Полонским; литография Парфения без факсимиле, выполненная В. Дарленгом (Лит. Ред. Русс. Воен. Хроники). Эта литография несколько отличается от литографии Парфения с факсимиле, выполненной В. Дарленгом (Печ.) и хранящейся в НУБВ.

В настоящее издание не вошли офорты Парфения схимника, награвированные Л.Жемчужниковым (похожие на работы Янова и В. Чехонского), гравюра И.Полонского и литография, выполненная Кокором.

Какой же из этих портретов преподобного Парфения, найденных нами в архивах и печатных изданиях, является истинным?

Вскоре по выходе в свет «Сказания…» в 1856 году, Е. Посниковой были получены от Н. Мальцевой три экземпляра этого «Сказания…», с поручением передать один из них Мухановым. «Вчера я получила очень любезное письмо от госпожи Мальцевой, с приложением трех книг («Сказание о жизни о. Парфения») и вот что она пишет: «Вот 3 книги, из которых две для вас и вашей сестры, а третья для г-ж Мухановых, которые любили батюшку; Это, хорошо впрочем составленное жизнеописание дает только слабое представление о человеке Божием, так как надо видеть таких людей, чтобы знать их; без этого будет только несовершенное представление об этих возвышенных натурах, каждое дыхание которых есть дар Духа Святаго…»148. Если бы портрет, напечатанный в «Сказании…», не являлся бы очень похожим, в письмах было бы это отмечено. Поэтому можно считать, что этот портрет преподобного Парфения является истинным! Это литография Ж. Р. Ламерсье (см. рис. III). Истинность этого портрета подтверждается, конечно, и тем, что написание и выпуск этого «Сказания…» был непосредственно под наблюдением высокопреосвященного Филарета.

В беседе архиепископ Вышгородский наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры высокопреосвященнейший Павел, сказал, смотря на литографию Парфения с его факсимиле, выполненную Ж.Р. Ламерсье (см. рис. III), что в Киево-Печерской Лавре хранится похожий портрет преподобного Парфения, но под ним чернилами написано преподобным Парфением: «Буди Благословен». Оказалось, что это литография Парфения (см. рис. I), выполненная В. Дарденгом (Лит. Ред. Русс. Боен. Хроники). По-видимому, это был первый прижизненный портрет старца и, конечно же, истинный, так как он поставил под ним подпись. Литография приводится в настоящем издании.

Такая же литография. В. Дарленга хранится в изоотделе ГИМ и такая же литография (без указания автора) найдена в печатном издании (И.К.Смолич. «Русское монашество». М. 1999) и приводится в настоящей книге (см. рис. 49). Это был первый прижизненный портрет старца Парфения.

В. Дарленгом была сделана и другая (вторая) литография (см. рис. II) схимонаха Парфения, но уже с факсимиле Парфения. Конечно, и она истинная. В дальнейшем почти под всеми другими портретами старца, в том числе и под литографией Ж.Р. Ламерсье, будет стоять это факсимиле Парфения, в котором указан 1845 год.

Очевидно, что для первой литографии В. Дарленг использовал в виде оригинала рисованный портрет иеросхимонаха Парфения. Оригинал был перенесен на камень с необходимой перерисовкой, то есть с учетом, что при печати получится изображение оригинала. На этой литографии Парфений держит четки в левой руке.

При изготовлении второй литографии В. Дарленг, очевидно, использовал в виде оригинала уже свою первую литографию с надписью «Буди», сделанной под ней Парфением. Однако делал ее уже без перерисовки, 1:1, то есть без учета того, что при печати изображение оригинала получится в зеркально-перевернутом виде. Отсюда и произошла, по-видимому, ошибка с точки зрения православной традиции – четки держат не в правой, а в левой руке. На этой литографии четки в правой руке старца.

Чтобы получить хорошую литографию старца Парфения для, издаваемой после его кончины, книги «Сказание…» в качестве оригинала, по-видимому, была выбрана вторая литография В.Дарленга с факсимиле Парфения. Эта литография была отправлена в Париж в самую лучшую в Европе мастерскую Ламерсье. Очевидно, литография сделана с перерисовкой, то есть с учетом, что она будет выглядеть, как оригинал. На этой литографии старец Парфений держит четки в правой руке, как и на оригинале.

Учитывая это, в настоящей книге помещены зеркальные отображения второй литографии В. Дарленга и литографии Ж. Р. Ламерсье.

 

 

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев, господсвавовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О, мой Господи, Создатель мой, все упование мое! Не остави меня без удела в блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему, буду покорен властям, надо мною поставленным; даруй мне сию чистоту духа, сию простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей.

 

 

К Тебе, о Божий мой, возношу душу мою и сердце мое: не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от единственнаго и величайшаго зла: греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением безпокойства и скорби душевныя, с какой радостию премлю удовольствия сердечные.

 

 

Если Ты хочешь, Господи, можешь очистить и освятить меня. Се предаю себя Твоей благости, прося истребить из меня все противное Тебе и присоединить к сонму избранных Твоих.

 

 

Господи! Отыми от меня праздность духа, погубляющую время; суетность мыслей, мешающую Твоему присутствию и развлекающую внимание мое в молитве; если же, молясь я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помоги мне, дабы сие развлечение было непроизвольно, и, отвращая ум, не отвращу от Тебя сердце.

 

 

Исповедаю Тебе, Господу Богу моему, все грехи моего беззакония, ныне и прежде соделанные пред Тобою: отпусти мне их, ради имени Твоего святаго, и спаси душу мою, которую Ты искупил драгоценною Кровию Твоею.

 

 

Вручаю себя милосердию Твоему, предаюсь в волю Твою, твори со мною по благости Твоей, а не по злобе и беззаконию моему. Научи меня, Господи, располагать дела свои так, чтобы они споспешествовали к прославлению имени Твоего святаго.

 

 

Умилосердись, Господи, о всех христианах; услыши желание всех вопиющих к Тебе, избави от всякого зла, спаси рабов Твоих (имена), пошли им отраду, утешение в скорбях и милость Твою святую. Господи, молю Тебя особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили или какое-либо зло сделали: не наказывай их меня ради грешнаго, по пролей на них благость Твою.

 

 

Господи, молю Тебя о всех тех, которых я, грешный, опечалил, обидел или соблазнил, словом, делом, помышлением, ведением или неведением. Господи Боже! Отпусти нам грехи наши и взаимныя оскорбления; изжени, Господи, из сердец наших всякое негодовании подозрение, гнев, памятозлобие, ссоры и все то, что может препятствовать любви и уменьшать братолюбие.

 

 

Полилуй, Господи, тех, которые поручили мне, грешному, недостойному, молитися о них! Помилуй, Господи, всякаго просящаго Твоей помощи. Господи! Сотвори сей день днем милосердеия Твоего, подай каждому по прошению его; буди пастырем заблудших, наставником немудрых, отцом сирых, помощником угнетенных, врачом больных, утешетелем умирающих, и приведи нас всех к желанному концу – к Тебе, пристанищу нашему и блаженному упокоению.

Аминь.

 

 

В 1860 году каллиграф Игнатий Полонский преподнес Московскому Митрополиту и священно-архимандриту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Филарету (Дроздову) рукописную книгу большого формата (A3), в которой поместил, написанный им, по-видимому, акварелью, цветной портрет иеросхимонаха Парфения Киевского (см. рис. 301) и написанную на церковнославянском языке «Молитву ежедневную схииеромонаха Парфения Киевского». Сейчас эта рукопись хранится в библиотеке МДА. Очевидно, что И.Полонский не преподнес бы митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) молитву с портретом Парфения, если бы портрет был не похож, так как митрополит хорошо знал иеросхимонаха Парфения. Портрет ранее нигде не печатался и нигде не был зафиксирован. Печатается впервые в настоящем издании (см цветную вкладку).

Современным иконописцам часто приходится писать образы недавно прославленных святых, не учитывая как они выглядели на самом деле. Думается, что эта проблема может быть разрешена использованием в качестве оригинала гравюр, офортов и литографий и ксилографий.

 

Кондак преподобному Парфению Печерскому, Киевскому, Глас 2

Постом душу твою просветил еси, / молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, / преподобне отче наш Парфение; / темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси / и, яко победоносец истинный, / воздаяние получил еси от Христа Бога. // Тому помолися о душах наших.

Чистотою душевною божественно вооружився, / и непрестанные молитвы, яко копие, вручив крепко, / пробол еси бесовская ополчения, / Парфение, отче наш, // моли непрестанно о всех нас.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Постом душ твою просвятил еси, молитваи непрестанными сердце твое сосуд Духа Святого соделал еси, преподобие отче наш Парфений, темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога. Тому помолимся о Душах наших.

Заключение

Со святостью Бог соединил великолепие, потому что нет ничего великолепнее святого … потому что во святых почивает Бог как Святой. Потому-то Он ставит их не перед лицом Своим, а принимает в собственное святилище и делает Своими сожителями и общниками Своей славы Царства

Святитель Иоанн Златоуст

Невозможно не согласиться с этими словами Вселенского Златословесного Учителя. Действительно, что на земле может быть великолепнее святости? Красивее, значительнее образа святого человека, общника славы Божией? Представшая пред нашими глазами в этой книге земная жизнь преподобного Парфения Киевского полное тому подтверждение. Спасительно и драгоценно было его слово для безмерно любящих его духовных чад; много мощна и целительна его молитва. Вполне понятны и их желание видеть старца подле себя живым и здравым, и их скорбь после ухода святого старца в блаженную

вечность. «В приведенных отзывах и воспоминаниях об иеросхимонахе Парфении лиц, близко его знавших, – писал в 1905 году священник Н. Миловский, – с особенной ясностью выступает его дивный нравственный образ. И невольно думается: как был бы благопотребен этот молитвенный старец, этот великий духовный наставник теперь, когда земля Русская, обуреваемая, сверх внешней войны, еще внутренней смутой, так нуждается не в исполинах только гражданского долга, но наипаче в исполинах благочестия, в пророках-старцах духовного опыта и назидания и непрестанного подвижнического стояния за нее пред Богом…»149 У Действительно, наша скорбь при расставании со столь любимым и значимым для нас человеком могла бы стать безмерной, если бы не наша вера в то, что праведники живут вовеки (Прем. 5: 15). Кто Мне служит, – говорит Господь Иисус Христос, – Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12: 26). Святой, как утверждает святитель Иоанн Златоуст, есть общник славы Божией и, главное для всех нас, молитвенник за весь наш православный народ. Все это в полной мере относится к преподобному Парфению, в лице которого обрели мы небесного заступника, предстателя и ходатая за всех нас, живущих в земной юдоли,..

В год великого юбилея – 1000-летия Крещения Руси, иеросхимонах Киево-Печерской Лавры Парфений был прославлен в Соборе Тульских святых, как преподобный и богоносный отец Парфений Киевский, Алексинский, как уроженец Тульской земли,

Празднование Собора Тульских святых установлено, по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, 3 июня 1987 года. Первое празднование Собора Тульских святых состоялось 5 октября 1987 года.

Память преподобного Парфения Киевского, Алексинского совершается 17/30 марта150. Преставление преподобного Парфения 25 марта» 7 апреля 1855 года.

Двадцать седьмого июля 1993 года Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил иероохимонаха Киево-Печерской Лавры Парфения вместе с преподобными Алексием Шепелевым, Феофилом, Паисием и Досифеей (Киевскими подвижниками благочестия XVIII – XIX веков) к лику местночтимых святых.

Память преподобного Парфения Киевского совершается 17/30 марта151. День преставления 25 марта7 апреля.

Преподобный Парфений причислен к лику святых. Это есть призвание к новому служению, но уже в качестве небесного человека, имеющего особые дерзновения молиться перед Престолом Божиим за весь мир.

Усилим молитвы наши ко Господу и, как преподобный Парфений Киевский, будем просить: «Научи меня, Господи, располагать дела свои так, чтобы они споспешествовали к прославлению имени Твоего Святого». Его же святыми молитвами, да поможет Господь и нам, немощным я ленивым, подражать ему в ревности к подвигам благочестия христианского.

«Преподобие отче Парфение, моли Бога о нас!» – восклицаем мы и верим, что молитва наша не остается неуслышанной, и ходатайством преподобного Парфения низводит нам милость и благословение Божии. Ибо молитвы святых, как сказано святителем Иоанном Златоустом, имеют великую силу!

Источники

1. ГАТО. Фонд. 329, опись 18, дело 10.

2. ГАТО. Фонд 3, опись дело 13.

3. ГАТО. Фонд 392, опись 1, дело 29.

4. ГАТО. Фонд 6, опись 1, дело 57.

5. ГАТО. Фонд 3, опись 18, дело 1334.

6. ГАТО. Фонд 3, опись 18, дело 2519.

7. ГАТО, Фонд 3, опись 6, дело 224.

8. ГИМ. Отдел письменных источников: Фонд 117, единица хранения 295, лист 1 –3.

9. «Письмо иеросхимонаха Парфения митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету (Амфитеатрову) и ответ последнего от 23 марта 1851 г, о посещении Парфением Голосеевской Пустыни», (РНБ) отдел рукописей. Фонд 1000, опись 2, Единица хранения 1038.

10. Письмо Преподобного Парфения к Т. А. Мухановой с сестрами. ГИМ, отдел письменных источников, фонд 117, единицу хранения 238, лист 61.

11. Келейное Евангелие Графини А.А. Орловой-Чесменской хранится в Великом Новгороде в Новгородском Государственном объединенном музее-заповединике. Главная Опись, 11.1904.

12. Иеросхимонах Парфений (Краснопевцева), старец Киево-Печерской Лавры. Париж. Мастерская Ж.Р. Ламерсье. Литография, ЦАК МДА гр. 123.

13. Портрет Киево-Печерского схимника Парфения. Офорт 1861 г. Л.М. Жемчужникова. Государственный музей изобразительных искусств им. A.С. Пушкина, единица хранения 46071.

14. Портрет Киево-Печерского схимника Парфения. Пробный неоконченный отпечаток. Офорт 1860 г. Л. М. Жемчужникова. НБУВ.

15. Портрет иеросхимонаха Киево-Печерской Лавры Парфения. Литография В. Дарленга. НВУВ.

16. Портреты схимника Киево-Печерской Лавры Парфения. Изоотдел ГИМ.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: