Богородичен в покаянном каноне молитва

Предисловие

В этой брошюре собраны выписки из проповедей, наставлений и бесед многих святых, подвижников и старцев о том, Кем для нас является Пресвятая Богородица, и почему должно усердно прибегать в молитвах за Ее помощью.

Здесь также помещены редкие молитвы многих святых к Усердной Заступнице рода христианского. В обращениях к Богородице Деве подвижники изливали все свои сердечные прошения и вручали Ей всю свою жизнь. Все эти наставления и молитвы оставлены нам в наследие для того, чтобы указать нам верный ориентир на пути ко спасению. Чтобы мы, христиане последнего времени, шествуя по стопам святых, сподобились их награды в жизни вечной. А поскольку все угодники Божии свою надежду возлагали на Божию Матерь, то тем более мы, в наше апостасийное время, имеем большую нужду в покрове и заступлении Владычицы нашей Пресвятой Богородицы.

Божья Матерь в церковной иерархии

Дева Мария стала матерью Иисуса Христа после того, как на неё снизошла Божья благодать, произошло непорочное зачатие. Через 9 месяцев появился Христос, соединивший в себе черты Бога и человека.

Богородица всегда была рядом с ним, разделяя тяготы и лишения, видела страдания Христа на кресте, смерть и воскресение. Всё это сделало возможным для неё понимать потребности людей и помогать им.

После смерти Божией Матери началось её почитание, многие иконы мироточили, на сегодняшний день существует около 800 икон, перед которыми верующие молятся и получают просимое, чудесная помощь выражается и в многочисленных исцелениях. Количество текстов, содержащих обращение к Пречистой Богородице велико.

О ПОЧИТАНИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Проповеди, поучения и высказывания св. отцов, подвижников благочестия, современных старцев о необходимости почитания Пресвятой Девы Марии

* * *

Превыше всех чинов Архангельских царствует Пресвятая Дева Мария. Весь сонм небесных Духов, озаренный лучезарным сиянием славы Ее, восхваляет и превозносит Ее. Но на высоком своем престоле Божия Матерь не забывает и земнородных чад своих; она любит и благословляет их. Нежный взор Ее следует за ними на всех путях их. Кто может измерить глубину любви Ее? Когда ты молишься Ей, вещает Ангел, я возношу к Ее престолу твои желания и прошения; и не чувствуешь ли ты, как роса благодати тотчас окропляет и оживляет твою душу? Одно воспоминание о Пресвятой Деве Марии изгоняет из сердца всякое уныние, всякую скорбь. Она ниспосылает свое благословение всем, притекающим под покров Ее. Благодатные дары благословений Ее суть чистые помыслы, святые желания, небесные надежды, радость сердца, просвещение ума, святость воли.

Молитва к Богоматери столько необходима для души твоей, сколько необходимо дыхание для твоего тела. Благодать есть жизнь твоей души; но благодать ниспосылается тебе по ходатайству Пресвятой Богородицы. Она твой покров; Она готовит тебя к жизни небесной; Она питает тебя благословениями Сына своего, как некогда питала Иисуса Христа млеком своим. С самого утра, по своем пробуждении, воссылай молитвы к Пресвятой Богоматери; не забывай, что Она, по пробуждении твоем, желает услышать голос твой, голос горячей любви твоего сердца. Во всех своих молитвах прибегай к заступлению Божией Матери. В течение дня, время от времени, возноси очи твои к небу и взывай к Божией Матери. Если враг хочет вовлечь тебя в нечестие, прибегни к защите Божией Матери. Бодрость часто слабеет в душе твоей, смертельная немощь объемлет твое сердце, – прибегни, прибегни с верою к Божией Матери и Она исцелит все твои болезни. Ее могущество равняется с Ее любовью, а любовь Ее превышает все, что может представить ум человеческий. Во славу Ей какие похвалы, какие благодарения приносятся Ангельскими ликами, окружающими престол Ее! С согласными песнями сих ликов соединяются молитвы земных странствователей, которых гласу всегда внимает с милосердием Царица Небесная. Знаешь ли ты, какое пламенное желание Ее? Это – желание видеть тебя на небе вместе с Собою. Но и на земле, за свое сердечное благочестие, за свои горячие молитвы, ты можешь согреваться лучами Ее света, услаждаться Ее любовью и величаться красотою совершенств Ее. Присоединись к небожителям и благословляй с ними Божию Матерь. Все побуждает тебя поклоняться Ей. Небо и земля возвещают славу Ее. Отец, Сын и Дух Святой свидетельствуют о Ней. Приснодеве, Матери Иисуса, Владычице нашей да будет слава, поклонение и благодарение во все веки.

Внемли славословию нашему, Пресвятая Мати Божия. Царица Неба и земли, внемли нашему славословию: мы благословляем и прославляем Тебя, мы воссылаем Тебе сердечные хвалы наши. О, Ты, спасение призывающим Тебя, прибежище грешных, заступление христиан, утешение скорбных, блаженство избранных, упование людей, – внемли нам и яви милосердие; спаси грешника, припадающего к стопам Тоим; пусть кровь, пролитая на кресте Божественным Сыном Твоим, очистит грехи его. Ты Матерь сирых и убогих; он убог и сир. Он поставляет все свое блаженство в том, чтобы переноситься мыслями к подножию Твоего престола и называть тебя своею Матерью. Сколь сладостно, сколь утешительно сие имя, подающее ему отрадные надежды! Мы не престанем благословлять Тебя, прибегать к Тебе с тою же любовью и надеждою. Ты услышишь нас, ибо любишь исповедников Сына Твоего и открываешь им Себя, дабы они находили в Тебе себе прибежище и утешение. Да будет благословенна во веки веков Пречистая Дева Мария, сокровище всякой благодати и всех совершенств блаженных.

* * *

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!

В одной из утренних молитв, которые мы читаем на каждый день, восстав от сна, есть такие замечательные слова: «Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати… О, дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори». Этими словами христианин с дерзновением сына, как к своей родной и любимой матери, обращается к Матери Небесной, к Благодатной Деве Марии, и просит у Нее благодати. И блажен тот, кто будет достоин, чтобы на него снизошла благодать, ибо на земле нет счастливее человека, на котором почивает Божие благословение и над которым всегда распростерт всечестной омофор Божией Матери. И тот из нас, кто в трудные минуты жизни, не имея иныя помощи, ни иныя надежды, прибегал под всесильный покров Владычицы, тот знает, как дивно Богоматерь утешает тех, кто чтит Ее. И та любовь к Божией Матери, то благоговение пред Ее Пречистым ликом, изображенным на святых иконах, пред которыми верующие часто склоняют колена своих благодарных сердец, яснее всяких слов свидетельствуют о многих опытах Ее благодатных осенений и благословений.

Благодать Божия – это сила Божия невидимая, но она видимо проявляется. Наполняя душу, она отражается и на теле человека благодатного. Она видна на его лице, сияет в его взоре, слышна бывает в его разговоре. Как сладка бывает беседа с таким человеком! Часто одно слово облагодатствованного человека целый камень снимает с наболевшего сердца, и на душе становится так легко, радостно, благодатно. Душа невольно тогда обращается к Богу, дивному во святых Своих.

Всем нам известно житие преподобного Серафима Саровского. Этот избранник Божий, любимец Божией Матери, как и преподобный Сергий, особенно близок русскому народу. Еще при его жизни слава о великом подвижнике, о великом духовном враче и прозорливце распространилась по всей России, и Русь-матушка всколыхнулась.

Народ непрерывным потоком потянулся к убогой келлии подвижника, неся сюда свое горе, свои слезы, свои недоумения. И сколько тысяч людей, приходивших к нему с опустошенной душой и считавших себя уже окончательно погибшими, уходили от благодатного старца обновленными людьми, возвращенными к жизни, к семье, обществу, Родине и святой вере.

Такова, возлюбленные, сила благодати Божией, так велик и дивен Бог во святых Своих. У многих из приходивших был один вопрос: «Батюшка, как жить, как спасаться?». И старец говорил: «Радость моя, стяжи дух мирный, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

Стяжать дух мирный – значит иметь чистую совесть и быть в мире с Богом, в мире с людьми и в мире с самим собой.

Мы с вами по большей части живем во внешних чувствах, заботимся о преходящих удовольствиях, больше стараемся познать других, а между тем, что происходит в душе нашей, не ведаем. А в душе нет духа мирного – на каждый день гневаемся, раздражаемся.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский говорит, что главными повседневными нашими грехами являются: гневливость, раздражительность и вспыльчивость. И беда наша в том, что мы, будучи склонны к раздражительности, и гневу почти не обращаем на это внимания, не заботимся об уврачевании этого душевного недуга, который уготовляет человеку падение и наносит душе тяжелый вред. Ибо мрачное смущение души от гнева, по учению святых отцов, поставляет непроницаемую преграду светоносным лучам благодати Божией.

«Радость моя, стяжи дух мирный», – говорил преподобный Серафим. А мирного-то духа у нас нет, значит, мы с вами плохо спасаемся, а хотим спастись.

Как же избавиться от этих страстей, которые губят нашу душу, лишая ее благодати Божией, этой живительной Божией силы? Где найти сокровище мира духовного?

Подвижник ищет его в уединении и безмолвии. Затворившись в «клеть» свою, он, по слову Божию, молится втайне, и Отец Небесный, видя тайное, воздает ему явное. Встав с молитвы, подвижник горит духом любви к Богу и ближнему, и лицо его сияет радостью.

Девственники находят это сокровище в целомудрии и воздержании, ибо чистая и целомудренная жизнь неразрывно связана с осиянием благодати.

Всякий же верующий найдет это сокровище в храме Божием, ибо здесь «благовествуется день от дне спасение Бога нашего», здесь слово Божие озаряет для нас стези благодатной и святой жизни. Здесь молится вся Церковь, здесь прибегаем к молитвам святых, изрядно же ко Пресвятей и Пречистей Деве Марии.

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!

Мы познали, что у нас нет мира души, потому что грехи наши смущают нас, отнимают дерзновение в молитве. Мы – грешники. Но будем помнить, что Матерь Божия – Споручница грешных. По Ее всесильным молитвам воскресали многие души нераскаянных грешников и примирялись с Богом. К Ней будем прибегать и мы в своих молитвах в тяжких грехопадениях.

У нас нет мира с ближними. И другие недружелюбны к нам, да и наше сердце злое приносит нам много горестей.

«К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная», Которую Церковь Святая именует Умягчением злых сердец и Нечаянным Примирением ожесточенно враждующих.

Скорбь или теснота смущает твое сердце, душу томит печаль? Удобнее чем здесь ты не найдешь прибежища, ибо Матерь Божия – Всех скорбящих Радость. Она – в скорби и печалях Утешение. Она – нечаянную радость верным Дарующая.

Поэтому, православный христианин, прибегай на каждый день в своих молитвах к Царице Небесной, Благодатной Деве Марии, у Нее ищи мира духовного и спасайся, помня слова преподобнаго Серафима: «Радость моя, стяжи дух мирный, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». Аминь.

Митрополит Симон (Новиков)

* * *

«Ни язык человеческий, ни ум премирных Ангелов не могут достойно восхвалить Ту, чрез Которую дано нам ясно видеть славу Божию… ибо Она превосходит все законы хвалений».

«Для благочестиво чтущих Твою память истинно довольно драгоценного дара одно памятование о Тебе, ибо оно дарует неотъемлемую радость. В самом деле, какого не исполнится удовольствия, каких благ тот, кто соделает свой ум хранилищем всесвятой Твоей памяти?».

Св. Иоанн Дамаскин

* * *

«Для Матери Божией не нужны наши похвалы; но мы имеем нужду в Ее славе. В самом деле, как прославить то, что уже прославлено?». «Но что сладостнее Матери Бога моего? Она пленила мой ум, увлекла язык, о ней я помышляю и днем и ночью».

«Если же кто почитает себя христианином и между тем не усвояет Божественной Деве достоинства и названия Богородицы в самом подлинном и собственном смысле, таковой, противоречя догматам, вотще и ложно украшается святым именем христианина».

Свт. Феодот, епископ Анкирский

* * *

«По свидетельству многих, кто бы из скорбящих ни воззрел на Нее при жизни Ее, – исполнялся веселия духовного: особая благодать исходила от Нее, утешающая плачущих, увеселяющая скорбящих, радующая сетующих; и была тогда в первенствующей Церкви Пресвятая Дева, как венец радости».

Свт. Димитрий, митр. Ростовский

* * *

«Пусть только имя Твое призовет недужный – и исцелеет; плененный – и освободится; нищий – и найдет пропитание; мореходец – и будет спасен».

Свт. Илия Минятий

* * *

Други! Взирайте на образ Владычицы, взирайте с горячей, пламенной мольбой! Она постоянно молится Небесному Царю Славы, ради нас воплотившемуся и пострадавшему.

Правда, велики грехи и нужды наши, но молитвы Богоматери сильнее всех нужд и озлоблений.

Святый праведный Алексий (Мечев)

* * *

Возблагодарим Господа за Его великую к нам милость, за Его великую любовь. Возблагодарим и Пречистую Деву Марию, которая послужила для нас величайшим орудием спасения. Будем просить, чтобы Ее молитвами Господь укрепил бы нас на спасительном пути, чтобы сохранить нам с вами веру непорочно и сподобиться вечной блаженной радости, которую уготовал Господь любящим Его».

Митрополит Петербургский Иоанн (Снычев)

Виды молитв

Молиться перед образом Пресвятой Богородицы может любой человек, часто к её помощи прибегают:

  • чтобы получить телесное исцеление;
  • вымолить супруга/супругу, ребёнка;
  • попросить помощи в воспитании детей;
  • найти утешение в скорбях;
  • разрешить сложные проблемы;
  • обрести взаимопонимание с близкими;
  • улучшить свою духовную жизнь;
  • понять своё предназначение.

Все эти прошения выражаются в различных формах, выбирать ту или иную форму следует с учётом ряда обстоятельств. Наиболее распространённые формы:

  • краткое молитвенное воздыхание;
  • обращения в молитвословиях утром и на сон грядущий;
  • молитва Богородица Дево, радуйся;
  • правило к Богоматери — повторение вышеуказанной молитвы 150 раз;
  • молебный или покаянный канон;
  • акафисты, читаемые перед разными иконами Богоматери в храме и дома.

Молиться перед образами Девы Марии можно в домашней обстановке или в церкви, у каждого варианта имеются свои особенности. Существуют также особые песнопения — Богородичен, которые во многом универсальны.

На всех церковных службах слышны песнопения, посвящённые Божией Матери, потому что её роль в спасении человеческого рода огромна.

О Пресвятая Богородице, Пречистая Мати Дево! К Тебе прибегаю, к Твоим Матерним объятиям припадаю, заступления и помощи Твоея прошу. Се бо исполнихся скорби; беды обуревают мя; искушения и греси одержат бедную душу мою; весь недоумением исполнен есмь; слезами омочаю лице свое.

И где обрящу спасение? К кому притеку недостойный?

Аще воззрю на Сына Твоего, страхом погружаюся: вем, яко Спаситель есть милостивый; обаче же и Судия праведный; аз же всегда попираю заветы Его, и яко мытарь не смею возвести на Пречистый лик грешных очес моих.

Аще ко святым обращуся, и паки тесно ми есть; тии бо беша небесни житием, аз же весь землен есмь; сего ради стыжуся молити их, яко далече от них отстояй деяньми моими.

Но аще и Ты святых святейша еси, и Херувим честнейша; обаче к Тебе прибегаю с надеждою. Не вем, откуду сицево дерзновение имам; верую, яко Мати всем сущи, Сама даруеши таковую благодать чадом Твоим.

Сего ради умильно, яко истинную и благую Матерь свою, прошу и молю: не отрини мене непотребнаго и скорбнаго; услыши тайная воздыхания души моея опечаленныя; воззри милостивым оком на раба Твоего огорченнаго; простри Матерния руки Твои к бедней главе моей, инаго прибежища не имеющей. И помози мне, яко Сама веси и волиши. Утеши сердце мое, печальми болезнующее; просвети ум мой, суетою омраченный; укрепи волю, грехми разслабленную; испроси благодать Святаго Духа Утешителя; и даждь вся, яже к жизни и спасению потребная; наипаче же введи мя во время свое в обители Сына Твоего и Бога моего.

Верую бо и вем несумненно, яко всяк, призываяй Тя от сердца, никакоже погибнет, но помилования от Господа сподобится; Твои бо есмы чада, и на ходатайство Твое непреложное упование имамы, яко Матерь еси Спаса нашего Христа Бога, Емуже слава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Преподобного Максима Грека6

Тя, несравненною чистотою и безплотныя чины превосходящую, молю, Всепетая: скверную душу мою очисти от беззаконных помышлений, яже всегда рождаются во мне от злаго в плотских страстех навыкновения, долгим временем обученннаго; и яже не престает сеяти в мысль мою лукавый демон, скверня и разслабляя ю присно скверными и льстивыми помыслами, спасению души моея завидяй. Сего ради молю Тя, Пречистая, не презри мене, бедне в сей скверней тине погружаемаго; но благоуханным миром молитв Твоих очисти мя от смрада сего; сладчайшим светом Божественныя любве измени всяческую тьму души моея; и уздою чистаго, всегда во мне пребывающаго страха Божия, укроти навеки мудрование безчинныя плоти моея, соблюдая ю в чистоте; да без порока возмогу умоляти Спасителя моего, единаго чиста суща естеством, и испрошу прощение беззаконий, имиже аз прогневах Его, живый подобне скотом безсловесным и совершая всякое беззаконное студодеяние; не имый страха пред Страшным Судищем Его; ни огня негасимаго бояся, ни тьмы кромешныя, ни червя непрестанно кишащаго, ни скрежета зубнаго.

Темже тягчайшия муки ожидают мя, аще токмо не принесу покаяния, моим беззакониям равнаго. И аз, о Госпоже Царице, во ужасе трепещу и боюся, и крайними болезньми непрестанно уязвляюся в душе, и умом содрогаюся: како доселе деяния праведнаго Суда Божия минуша мене? Се бо моими руками Создателя моего пригвоздих, нагаго на Кресте распяв!

О, неисчетныя благостыни Владычни! Оле моея жестокости грешнаго раба! Увы мне, увы мне! Како избегну чающих мене мучений?! Кая пропасть земная от лика Вожия сокрыет мя?!

Но буди милостива ко мне, молю тя, Владычице! И умоли о мне Владыку, да милостив будет ко грехом моим, от великаго моего неразумия содеянным; и да подаст ми принести Ему покаяние, имже свобожуся от пасти страшнаго змия и злых приставников его. Ущедри мя, Владычице, к Тебе прибегающего, и избави мя от сквернаго их насилия.

Неключимый7 раб Твой сый от юности, и на Тя надеяся, аз с радостию подклоних себе игу иноческому (аще мирянин, глаголи: «Христову»), от всего отрекся, да тако возмог бых избыти ждущих мя вечных мучений. Но и ныне сподоби мя безпреткновенно до конца донести сие иго добраго делания, Владыкою мне порученнаго; да хотя с делателями последняго часа улучу мзду от руки Его и услышу глас, внутрь чертога зовущий достойных причастия радости Владычня.

Ей, умоляю Тя, Пречистая Мати Вышняго, единое души моея утешение, упование и сладость, Божественный покрове, свете мой, заступление и спасение! Сподоби мя получити сие святыми молитвами Твоими. Ты бо еси, Владычице, начало спасения моего; возблаговоли же Сама и благий конец его устроити. Сотвори мя, Пречистая, причастника нетленныя славы от Тебе рождшагося возлюбленнаго Сына Твоего; да спасен Тобою, сподоблюся славити Единаго Триипостаснаго во единем существе Бога, Безначальнаго Отца, Собезначальнаго Сына и Всесильнаго Духа, Емуже подобает слава, честь и держава в безконечные веки. Аминь.

Ею же, якоже глаголют неции, моляшеся великий Фессалоникийский Григорий Палама, яко в житии сего зрится

Дево Владычице Богородице, Яже Бога Слова плотию рождшая, вем убо, яко несть благолепно ниже достойно мне, тако всеблудному, образ чистый Тебе, чистыя, Тебе, Приснодевы, Тебе, тело и душу имущей чиста и нескверна, очима оскверненныма зрети и устнама нечистыма и скверныма объимати или молити. Праведно бо есть мене, блуднаго, ненавидети и гнушатися мною Твоей чистоте. Обаче, понеже бысть Бог, егоже родила еси, человек, яко да призовет грешныя к покаянию, дерзая, и аз прихожду к Тебе, со слезами моляся.

Приими мое настоящее многих и тяжких прегрешений исповедание и принеси единородному Твоему Сыну и Богу, моление творящи, яко да будет милостив окаянней моей и смиренней души, ради бо множества беззаконий моих возбранен есмь к Нему взирати и просити прощения. Сего ради Тебе предлагаю молитвенницу и ходатаицу, яко многих вкусив и великих даров от создавшаго мя Бога и беспамятен о всех явився, окаянный и неблагодарный, приложихся скотом несмысленным и уподобихся им, нищ сый добродетельми, богатея страстьми, студа сый исполнь, дерзновения божественнаго лишен, осужден от Бога, плачим от ангел, поругаем от демонов и ненавидим от человек, обличаем от совести, от лукавых моих постыжаем дел и прежде смерти мертв сый, и прежде суда самоосужден сый, и прежде некончаемаго мучения самомучим бывали от отчаяния. Темже к Твоему и единому прибегаю заступлению, Владычице Богородице, тьмою талантов должен, блудно с блудницами отеческое расточив имение, соблудив паче блудницы, беззаконновав паче Манассии, паче богатаго немилосерден быв, гортанобесный раб, лукавых помысл приятелище, постыдных и скверных словес сокровищехранитель, всякаго благаго делания чужд.

Помилуй мое смирение, ущедри мою немощь; великое имаши дерзновение ко из Тебе Рожденному, никтоже может, яко Ты, Мати Божия. Вся бо можеши, яко вся превосходящи создания, и ничтоже Тебе невозможно есть, аще восхощеши точию. Не презри убо моих слез, не возгнушайся моим воздыханием, не отвержи мою еже от сердца болезнь, не посрами мое еже на Тя упование, но Матерними Твоими молитвами Благаго Сына Твоего и Бога ненуждное понудивши благоутробие, сподоби мя, окаяннаго и недостойнаго раба Твоего, первую и исконную мою восприяти доброту, и страстей отложити безобразие, свободитися от греха, поработитися же правде, совлещися скверны плотския сласти и облещися в святыню душевныя чистоты, умертвитися миру и жити добродетели.

Путешествующу ми спутешествуй, в мори плывущу сплавай, бдяща мя укрепи, скорбяща утеши, малодушествующа умири, болящу исцеление ми даруй, обижаема избави мя, оклеветаема неповинна яви, к смерти бедствующа вскоре предваривши спаси, невидимым врагом на всяк час страшна покажи мя, да уведят вси неправедно мучащий, чий есмь раб.

Ей, Преблагая Владычице Богородице, услыши окаянную мою молитву и не посрами мене от чаяния моего, еже по Бозе упование всех концев земли. Брение плоти моея угаси, еже в души моей жесточайшую бурю утиши, горькую ярость укроти, надмение и гордость суетнаго мнения от ума моего истреби, нощная мечтания лукавых духов и дневная нечистых мыслей приражения от сердца моего умали, вразуми мой язык глаголати полезная, научи мои очи зрети право добродетели правость, нозе мои тещи непоползновенно сотвори блаженным путем Божиих заповедей, руце мои освятитися уготови, яко да достойно воздержу их к Вышнему. Очисти моя уста, яко да с дерзновением призываета Отца, страшнаго Бога и всесвятаго. Отверзи мои уши, яко да слышу чувственно и мысленно яже паче меда и сота слаждшая Святых Писаний словеса и живу по сим, от Тебе укрепляем.

Даждь ми время покаяния, помысл обращения, напрасныя смерти мя свободи, осужденнаго совестию мя измени. И наконец предстани ми при разлучении души от окаяннаго моего телесе, нестерпимую оную облегчающи нужду, несказанную утишающи болезнь, неутешную утешающи тесноту, темнаго мя демонскаго избавляющи зрака, горчайшаго ответа мытарей воздушных и начал темных изъимающи, и рукописания многих моих грехов растерзающи, Богу мя усвой, и одесную Его блаженнаго стояния на Страшнем Судищи сподоби, и вечных и нетленных благ причастника мя сотвори.

Сие Тебе приношу исповедание, Владычице моя Богородице, свете помраченных моих очес, утешение моея души, по Бозе упование мое и предстательство, еже со благоволением приими, и очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и сподоби мя в настоящем веце неосужденно причаститися всесвятаго и пречистаго тела и крове Сына и Бога Твоего, в будущем же небесныя вечери сладости райския, идеже всех есть веселящихся жилище. Сих же улучив благих, недостойный, прославлю во веки веков пречестное и великолепое имя Сына и Бога Твоего, приемлющаго всех от всея кающихся души, ради Тебе, бывшей всех грешных ходатаицы и поручительницы. Ради бо Тебе, всепетая и преблагая Владычице, спасается всякое человеческое естество, хвалящи и благословящи Отца и Сына и Святаго Духа, Всес-вятую Троицу и Единосущную, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надеждо и упование мое!

О Мати пресладкаго и всяку любовь превосходящаго Спасителя, Господа Иисуса Христа, человеколюбца и Бога моего.

Свете помраченныя души моея!

К Тебе аз многогрешный припадаю и Тебе молюся, источниче милосердия и пучину щедрот и человеколюбия рождшая: помилуй мя, вопию Ти болезненно, помилуй мя, всего уязвленнаго, в лютыя разбойники впадшаго, и от одежды, в нюже облече мя Отец, увы мне, обнаженнаго. Темже возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего.

Но, Владычице моя Богородице, молю Тя смиренно, воззри на мя милостивым Своим оком и не возгнушайся мене, всего помраченнаго, всего оскверненнаго, всего в тине сластей и страстей погруженнаго, люте падшаго и востати не могущаго: умилосердися на мя и даждь ми руку помощи, во еже воздвигнути мя из глубины греховныя.

О Радосте моя! Избави мя от обышедших мя; просвети лице Твое на раба Твоего, спаси погибающаго, возстави падшаго люте: можеши бо вся, яко Мати Бога всемогущаго.

Излей на мя елей милосердия Твоего, и вино умиления точити ми подаждь; Тебе бо воистинну едину надежду стяжах в житии моем.

Не отрини убо мене, к Тебе притекающаго, но виждь скорбь мою, Дево, и души желание, и сие приими и спаси мя, ходатаице спасения моего.

Возлюбленная Богу Отцу Дщерь, безмужная Еммануила Мати, кристалловидная Параклита (Утешителя) Невесто, и всякия святыни вместилище! Радоватися Тебе о Господе!

О Святоглаголивая Горлице, высшая небес Владычице и чистшая светлостей солнечных, белолиленный Творца ковчеже, молниелучный Христа сосуде, орошенная Духом Росоносным и от Ангела манною воспитанная, благодать свыше паче всех получившая, и всех тварей превосходящая! Дражайшая моя Покровительнице! Умилосердися надо мною, бедным иноком! Недомыслимаго Слова престоле и Неизследимаго Жениха чертоже; благородное гнездо Орла Небеснаго и зерцало Христовых Тайн; красото безплотным Ангелом и похвало угодником Божиим! Желанная моя Защитнице и Попечительнице! Не отрини просьбы в крайней нужде моей! Нетленная Родительнице Владычня, и браку непричастная, и неискусомужная Царице; несгораемая свеще мирови и слепотствующим светящая! Всепетая Мати, Утешительнице и Спасительнице! Спаси мене от лукаваго в пагубней сей суете!

Архангельский Гавриилов глас вопию Ти, Троицею увенчанная, Пронареченная Отроковице, между Богом и людьми посреднице обретшаяся: Царюющая, о радуйся! С Тобою Господь! Торжествуй, быти Матерь Владыки Мессии сподобльшаяся!

Общий Ангел хранитель наш еси, Дево, и в призывании скоропослушливая. Полезному моему прошению помощи можеши; поручница ми в житии исправительница буди!

Не хощу бо от Тебе более ничесоже, ниже дневнаго пропитания; единаго же точию желаю: даждь ми возлюбити всем сердцем Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, и Твоим Матерним ходатайством получити наследие жизни вечныя, честною Кровию Его нам стяжанныя. Аминь.

О Марие! Сладость самих Ангелов, печальных Радость! О Марие! Мати Божия и Мати наша христианская! Я – раб Твой непотребный, на меня прогневался Сын Твой! Что мне делать? К кому прибегнуть? Каюсь я во грехах моих, прибегаю к моему Спасителю, но Тебя даю за себя порукою, Тебя умоляю, на Тебя надеюся! Ведь Ты ненадежных Надежда, Ты грешников Прибежище, Ты христианам – Мать!

Мати моя! Мати моя! Приими раба Твоего, смилуйся над грешным чадом Твоим! Походатайствуй, помолись Сыну Твоему, и я буду спасен. О Марие! Кто на Тебя надеется, тот никогда не будет постыжен!

Владычице Богородице! Ты, Коей любовь к христианам превосходит любовь всякой матери земной, всякой жены, внемли нам в молитвах наших и спаси нас! Да памятуем мы о Тебе постоянно! Да молимся Тебе всегда усердно! Да прибегаем всегда под кров Твой Святый неленостно и без сомнения!

О, Пресвятая Владычице моя Дево Богородице, Царице Небесе и земли! Вонми вопиющей души моей, и услыши мою, грешного, мольбу, Пречистая Матерь Божия, за отца моего духовного (имя). Буди ему всегда спутницей, и на всякое время сопровождай и ограждай его святыми ангелами. Укрепляй его бодрствующаго, оберегай его спящаго, утешай его плачущаго, ободряй его унывающаго, избавляй от скорбей, освобождай от клеветы, воздвизай немощнаго, побеждай воюющих против него бесов и в смертной опасности помогай ему, чтобы они знали, что он Твой раб, Богоматерь, родившая Бога и Царя, Которому подобает честь и поклонение во веки веков.

Матерь Божия! Умягчи сердца злых человек, возстающих на него. Ты видишь труды отца моего духовнаго, его скорби Тебе Единой известны. Ты ведаешь все тайны души его, воззри милостиво на него с небеси, облегчи его страдания, покрый его покровом Своим, посети его Своею небесною милостию, посли благословение на дела его и подай ему невидимую помощь. И святыми его молитвами дай мне смирение, самоукорение, терпение, кротость, целомудрие, молчание и покрый меня от всех напастей и врагов видимых и невидимых. Аминь.

«Всемилостивая»9

Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево, Богородице Марие, Мати Божия, несумненная и единственная моя Надеждо, не гнушайся мене, не отвергай мене, не остави мене, не отступи от мене; заступись, попроси, услыши; виждь, Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая!

Ходатаица теплая за род прелюбодейный и грешный! По глаголу Твоему в Кане Галилейстей Сын Твой и Бог наш сотвори начаток знамением и притвори воду в вино. Упроси же, о Матерь Божия, и ныне Сына Твоего, да сотворит и над нами чудо, да претворит скорбные дни наши, повитыя ложью, обидой и слезами, в радость возрождения, в счастье любве и правды; да укрепит в нас начало Божественнаго Света, источник чистый Духа Бога Святаго, Триединаго. Все же лукавое и нечистое да изженет из сердца нашего. О, Чистото недосягаемая и Милосердие неизреченное! Приклони ухо Твое к молитве нашей: о, Преблагословенная Богородице Дево, радость и прибежище всем христианам: покланяяся Твоему Пречистому образу, Тебе поем хвалебную песнь, Тебе приносим свои нужды, горе и слезы. Ты же, о Кроткая Заступнице наша, Тебе близки все наши земные скорби и печали, прими же наши в молитвах воздыхания, помози нам и от бед спаси.

О, величайшая Любве и благоуханнейшее сердце! Отврати от нас гнев Божий, за грехи наша праведно на нас движимый; укрепи любящия нас, да не поколеблет их ни гонение, ни время лютое; вразуми ненавидящих нас и творящих нам напасть; прости врагов наших, неведущих что творят, смягчи гневное сердце их, и озари их мрак светом любве Христовой, а злобу и ненависть их претвори в стыд и раскаяние. О, Цвете благоуханный! Сосуды наши пусты, елея добрых дел несть у нас и светильники веры нашей от бури житейской угасают. Умилосердися же над нами: наполни сердца наша веселием чистых радостей, духовно обнови нас, да благодарными устами непрестанно взываем к Тебе: о, Всепетая Мати Марие, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее прими наше приношение, от всякия избави напасти всех. Согрей материнскою любовию, возвесели нас вечною радостию. Спаси от вечных мук непрестанною к Сыну Твоему молитвою и небесного Царствия нас, Царице, сподоби. Аминь.

(от лица единаго чтомая)

О Единая Пречистая и Пресвятая Владычице Богородице, палато Духа Святаго, всемогущая Заступнице и Ходатаице рода христианскаго! Не отрыни мене недостойнаго, грехми душу и тело осквернившаго, очисти ум мой от помышлений суетных, углебающих в пагубе мира сего прелестнаго. Укроти моя страсти и избави мя от грех моих. Подаждь же бодрость и рассуждение уму моему помраченному, да заповедей Божиих делатель искусен явлюся. Огнем любве Божественныя воспламени оледеневшее сердце мое. Паче же Тя молю, Благая Мати, якоже Максиму Кавсокаливиту, испроси и мне непрестанныя молитвы дарование, да пребудет сия во мне потоком, от зноя страстей и скорбей находящих, прохлаждающим и наполняющим, да стяжав мир сердечный помощию Твоею, и очистився от скверн греховных покаянием слезным, сподоблюся в будущем веце радости и блаженства причастник быти всех преподобных отец (Афонских) и всех святых от века Богу благоугодивших. Аминь.

Пресвятая Богородице! Даруй мне непрестанную молитву Иисусову.

* * *

Непрестанная молитва – молитва, которая непрестанно идет к Богу из сердца. Это есть дар благодати. Святой Макарий Великий говорит: «Молись и приутруждай себя в молитве, и Бог, видя, как ты усердно желаешь молиться, даст молитву». В «Добротолюбии» славянском старец Максим Кавсокаливит говорит о себе, что два года молился Матери Божией, чтоб Она дала или испросила молитву. «Однажды, – говорит он, – как я, помолившись, приложился к иконе Божией Матери, мгновенно уканул огонек сладкий в сердце и с тех пор там теплится». Вот дар молитвы! Взыщите его и вы и в молитве словами то выражайте, держа в мысли ту молитву, о коей говорит Максим оный.

Свт. Феофан Затворник

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, скоропослушная Заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Твоего на мя непотребнаго, ко святей иконе Твоей припадающа: услыши скоро смиренную молитву мене грешнаго и принеси ю к Сыну Твоему: умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да умирит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся содеянная мною злая, да избавит от вечныя муки и не лишит небеснаго Своего царствия. О преблагословенная Богородице! Ты благоизволила еси нарещися во образе Твоем Скоропослушница, повелевающи всем притекати к Тебе с верою: не презри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих: на Тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству вручаю себя во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Богородице Дево, и чтим Тя, яко Верховную Афона правительницу, и нашу Благую Наставницу и Покровительницу.

* * *

О, Пречистая Владычице Богородице! К Тебе, изнемогающе от уныния и расслабления, и своею совестию обличаемыя, в сердце сокрушенном припадаем и со умилением вопием Ти: не отступи от нас, многогрешных, зряще безчисленныя грехопадения наша, имиже преогорчихом Триипостаснаго Бога и Тебе, Царице Небесная.

Избави нас, о Заступнице наша, от привычек греховных и плена страстей, имиже пленили враги волю нашу, связали ю крепкими путами, понуждая нас работати греху. Множицею приступили мы своим хотением заповеди Творца своего, темже и лишилися за грехи наша благодати Сына Твоего, еюже защищает Бог любящих Его от сетей лукаваго. Не имамы, Владычице, сил разрешитися от вервия сего бесовскаго. Изнемогла бо воля наша без благодати Сына Твоего и ведомы есмы аможе не хощем, и якоже рабов своих враг понуждает ны работати ему.

Не остави нас, Всемилостивая, без Твоея помощи, яко не имамы иныя надежды токмо Тебе, Пренепорочная. Аще не умолиши Сына Твоего помиловати ны, вси погибнем во гресех наших. Изведи ны от рабства сего греховнаго, буди нам Свободительница и уз бесовских Решительница. Просвети ум наш, да память имамы, якоже вся, яже суть на земли, прах и пепел есть, наипаче плоть наша, ей же, яко идолу, понуждает ны служити враг.

Пробуди, Владычице, к покаянию уснувшую совесть нашу, опали ю страхом предлежащаго Страшнаго Судилища Божия, идеже ответ имамы дати о всех делех и словесех, и помышлениих наших. Разжзи души наша огнем ревности по Бозе, егоже в начале возжег в нас Бог. Мы же дар сей не соблюдохом и нерадением своим погубихом; ныне же, яко пять дев юродивых сидим во тьме, не имущи что возжещи в сретение Жениха Христа.

О, Матерь Света, Царице Небесная, Надеждо отчаянных и обремененных грехми многими, ниспошли нам помощь от Сына Твоего и Бога нашего, умоли Сладчайшего Господа Иисуса Христа, да не прогневается на ны зело, но изведет ны от рабства греховнаго, да укрепит волю нашу благодатию Своею, яко избавльшеся Твоим заступлением от сети вражия, прославим в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Предложение твое, враже, на главу твою; Божия Матерь, помози ми.

И читать много раз молитву: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Святые отцы особенно полезным считали прибегать к Богородичной молитве во время нашествия хульных и блудных помыслов, ибо враг, часто воздвигающий на подвижников эту брань, бежит от них в страхе, прогоняемый Пречистой Девственницей. Недаром мы ублажаем Богородицу следующими словами: «Напастей Ты прилоги отгоняеши и страстей находы, Дево…» (Канон молебный Пресвятой Богородице, Песнь 8). Этот канон старцы также советуют читать при разных жизненных обстоятельствах.

* * *

О, Мати Господа, моего Творца! Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь.

Также ревнующим о целомудрии старцы советуют читать акафист к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы: «Неувядаемый цвет».

* * *

Когда мы хотим помочь человеку, и, как нам кажется, делаем все возможные усилия для этого, но ничего не получается, – значит мы забыли воспользоватся самым сильным вспомоществующим средством – молитвой о нем. Нужно приучиться все свои действия начинать с искренней, сердечной молитвы. И того, кому мы хотим, но не в силах помочь, мы должны вверять Господу и Его Пречистей Матери. Да, именно Пресвятая Богородица является первою после Бога нашей помощницей. Потому-то Она и именуется в Своих чудотворных иконах Споручницею грешных, взысканием погибших, отчаянных единою надеждой, нечаянной радостью, и эти наименования можно долго продолжать.

История иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» очень ярко показывает Ее материнскую заботу о каждом человеке, а особенно – о грешном и заблудшем. Она одна может умолить Своего Сына за любого грешника. Поэтому своих близких, или других людей, которым мы хотим помочь, должно поручать Ее Материнскому покрову и попечительству. А как Пресвятая Богородица будет действовать в жизни этих людей – тайна, часто сокрытая от посторонних глаз. Но если мы просим – Она объязательно откликнется. Нужно запомнить одно: мы не можем освободить человека от какого-либо греха или пагубной привычки, а Она – может. Ей, имеющей такое величайшее дерзновение перед Своим Сыном, Господом нашим Иисусом Христом все возможно. Не зря кто-то из подвижников благочестия и назвал Пречистую Деву Марию «Владычицею невозможного»!

* * *

О близких своих молитесь спокойно, предавая их Богу.

Посылаю вам молитовку, любимую, думаю, что и вам она должна быть любезна, ибо снимает из сердца и ума все ненужные попечения и надежно доверяет и нас, и наших близких Господу:

«Господи! Тебе все ведомо; сотвори со мной и близкими моими, как изволишь».

Молитва, только она имеет реальную силу, не забывайте об этом. Молитесь о своих близких этой молитвой:

О Всеблагий Господи! Не хотяй смерти грешника, но хотяй всем спастися и в разум истины приити. Молим Тя, Блаже, предстательством Пречисты Твоея Матери, Заступницы нашея и первыя Ходатаицы, огради раба Божия (имя) от злых бесов, искушающих его, и от лукавых человек и дай ему познать их лукавство. Да воскреснет благодать в душе его, в глубоком греховном сне погруженной, и расточатся врази его, все козни их да исчезнут.

О, всемилостивая Госпоже! Низложи всю адскую злобу врагов ненавидящих человеческую душу, отврати волю раба твоего (имя) от их лести, воскрыли ю к святейшей воле возлюбленного Сына Твоего и Бога нашего, просвети усыпленную совесть его, да не оскудеет хвала Твоя от устен его, ниже любовь его к Тебе внутрь его; мир мног любящим Тя, Госпоже, души их не узрят вечной смерти во веки.

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Призри с высоты святыя Твоея на нас, рабов Божиих (имена), и помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый; уврачуй болезненныя сердца наша, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити; подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердия предстательница, да всегда славим Тя со всеми угодившими Богу во веки веков.

* * *

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.13

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды.)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилуй и спаси нас грешных, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех: но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Владычице, приими молитвы раб твоих, и избави нас от всякия нужды и печали.

О благочестивом Агафонике

Благочестивый Агафоник был с детства приучен своими родителями каждый день непременно прочитывать перед иконой Божией Матери молитву «Богородице Дево, радуйся…»

Пришедши в совершенный возраст, Агафоник стал жить сам по себе и, осуетившись заботами и житейскими хлопотами, редко стал читать выше сказанную молитву, и, наконец, вовсе оставил. В один вечер он принял к себе переночевать странника, который объявил ему, что он пустынник из Фиваиды и видел видение, чтобы пойти к Агафонику и упрекнуть его за оставление молитвы Божией Матери. Агафоник представлял причину оставления ту, что он много лет читал сию молитву и не видел никакой пользы. Тогда пустынник сказал ему: «Вспомни, слепой и неблагодарный, сколько раз помогала тебе молитва сия и избавляла от бедствий? Вспомни, как в отрочестве ты чудно спасен был от потопления! Помнишь ли, как повальная заразительная болезнь многих твоих соседей свела в гроб, а ты остался цел! Помнишь ли, как ты, ехавши с товарищем, упал вместе с ним с повозки? Он переломил ногу, а ты ничего не потерпел. Не знаешь ли, что известный тебе бывший молодой человек ныне лежит в расслаблении, а ты здоров и не чувствуешь страдания?»

И еще многое напомнивши Агафонику, на конец сказал: «Знай, что все таковые случаи отвращены от тебя покровительством Пресвятой Богородицы за краткую молитву, которою ты ежедневно возбуждал свою душу к соединению с Богом… Смотри же, продолжай и впредь не оставляй сею молитвою прославлять Царицу Небесную, доколе не оставлен Ею».

Преподобный Амвросий, старец Оптинский, советовал своим чадам хотя бы по 24 раза, по числу часов в сутки, читать молитву «Богородице Дево, радуйся…»

* * *

Молодой христианин страдал приступами тоски. Он считал это действием злого духа. Сначала пробовал лечиться, но безуспешно, потом решил усилить молитву. Стал он по четкам читать молитву: «Богородице Дево, радуйся…» Читает – легче. Отвлечется – опять усиливается скорбь. Тогда он стал постоянно носить четки и читать по ним Богородицу, пока окончательно не выздоровел. Исцелившись, прославил Царицу Небесную.

Песнопение Богородичен на богослужении

Богородичен можно услышать на богослужение, это особое песнопение, посвящённое Пресвятой Богородице. Оно может быть исполнено 3 разными способами:

  • стихира — текст, напоминающий гимн, произносится вместе с псалмами из книги Псалтырь;
  • тропарь — короткое песнопение, отражающее суть церковного праздника;
  • седален — когда исполняют песнопение допускается сидеть.

Богородичны обычно употребляются по завершении стихиры, тропаря или седалена. Прочесть этот текст можно во всех богослужебных изданиях, кроме Евангелия. Услышать Богородичен можно на любой службе.

Богородичен в покаянном каноне молитва

Также проводится разделение на 4 группы, когда их провозглашают:

  • в Воскресенье и по праздникам — после стихир;
  • в Воскресенье, а также по праздникам после отпустительных тропарей;
  • в будние дни — после стихир;
  • в будни — после отпустительных тропарей.

Обычно они находятся в финале стиха Слава Отцу и Сыну и Святому Духу Аминь, Богородичны делятся по гласам, их расположение — конец богослужебных книг (приложение).

Важной группой являются Богородичны догматики, их насчитывается 8 по числу гласов, в них в сжатой форме излагаются догматы — непреложные установления, касающиеся Пресвятой Богородицы.

Их наличие означает возвышение роли Пресвятой Девы в спасении человечества, она способна умолить Христа помиловать грешников. Основная мысль — Христос воплотился от девственной Марии через благодать Святого Духа.

На службах Богородичны догматики звучат очень красиво, их место в богослужении — после стихир На Господи, воззвании в ходе воскресной вечерни.

Ещё одна разновидность — Крестобогородичны, раскрывающие всю глубину страданий Богородицы, когда Господь находился на кресте, она всё пропустила через своё сердце. Время и место исполнения молитв:

  • вечерня во вторник, четверг;
  • утреня в среду, пятницу.

На этих службах происходит поклонение Кресту Господню, воспевается его величие и горе Божией Матери.

«Богородичным правилом» называется чтение 150 раз в сутки Архангельского приветствия: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших!»

Существует церковное предание, что Сама Царица Небесная дала людям это правило в VIII веке, и его исполняли когда-то все христиане, но со временем оно забылось.

Преподобный Серафим Саровский напомнил об этом правиле, наставляя ходить по канавке, обведенной вокруг Дивеевской обители, читая 150 раз «Богородице Дево, радуйся…»

В келий старца нашли старинную книжку с описанием чудес, происходящих с людьми, исполняющими это правило чтения 150 раз Архангельского обрадования Царице Небесной.

В своей беседе с Мотовиловым о цели христианской жизни преподобный Серафим Саровский сказал:

«Хотя враг дьявол и обольстил Еву и с нею пал Адам, но Господь не только даровал им Искупителя в плоде семени жены, смертию смерть поправшаго, но и дал всем нам в Жене Приснодеве Богородице Марии, стершей в Самой Себе и во всем роде человеческом главу змиеву, неотступную Ходатаицу к Сыну Своему и Богу нашему, непостыдную и непреоборимую Предстательницу даже за самых отчаянных грешников. Поэтому Божия Матерь и называется Язвою бесов, ибо нет возможности бесу погубить человека, лишь бы только сам человек не отступил от прибегания к помощи Божией Матери».

Многие пастыри высокой духовной жизни исполняли сами Богородичное правило и благословляли на это делание своих духовных чад.

Вот отрывок из письма кротчайшего отца Александра (Гумановского), в монашестве Даниила, прозванного за свою любовь и постоянное служение Приснодеве Марии Богородичным старцем: «Забыл я вам предложить существенный спасительный совет. Читать ежедневно 150 раз «Богородице Дево», и эта молитва вас спасет. Это правило дала Сама Матерь Божия около VII-го века, и его исполняли когда-то все христиане. Мы, православные, забыли о нем, и преподобный Серафим напоминает нам об этом правиле. У меня в руках рукописная книга из келии преподобного Серафима с описанием множества чудес по молитве к Богоматери, и в частности от чтения 150 раз «Богородице Дево». Если по непривычке трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, читайте по началу 50 раз. После каждого десятка читайте один раз «Отче наш» и «Милосердия двери отверзи нам». Кому бы ни говорил об этом правиле чудодейственном, все оставались благодарны».

Епископ Серафим (Звездинский), ныне прославленный в сонме святых новомучеников и исповедников Российских, ежедневно совершал Богородичное правило и на собственном опыте знал его могучую силу.

В 1926 году Владыка Серафим (Звездинский) проживал в Дивеев-ском монастыре. Зиму он жил в комнатах Елены Ивановны Мотовиловой, в их корпусе, за «канавкой». Игуменья Александра успокаивала: «Живите спокойно, большевики не тронут этого места. Преподобный Серафим говорил, что канавка станет стеной от земли до неба, и антихрист не перейдет за нее». «Вы не так понимаете слова Преподобного, – отвечал Владыка. – Он учил читать полтораста раз «Богородице Дево, радуйся…» и говорил: «Кто исполняет это правило, душой того и антихрист не одолеет никогда».

Вот, что писал он из ссылки своим духовным чадам: «Свершаю длинный и долгий путь с пересадками, утомительными стоянками. Но весь этот путь от Меленков до Москвы, от Москвы до Алма-Аты, от Алма-Аты до Уральска, предстоящий от Уральска до Гурьева на Каспийском море есть путь дивный и незабвенный. Кратко сказать, это есть путь чудес от чтения 150 раз «Богородице Дево, радуйся!» Порою думается, что Господь нарочито и послал меня этим путем, чтобы воочию показать мне, сколько сильна пред Ним молитва Пречистой Его Матери и сколь действенно приносимое Ей с верою Архангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся!». Верую и исповедую, яко аз познах, как никогда еще, на совершаемом мною сейчас пути все тепло, всю защиту, весь покров чудного приветствия сего «Богородице Дево, радуйся!» Это воззвание в самых непроходимых местах пролагало мне углаженную дорогу с верными моими спутниками, в безвыходных обстоятельствах давало выход, располагало нерасположенных ко мне, злые сердца неоднократно умягчало, а несмягчавшиеся и обжигало, и посрамляло. Яко изчезати им яко дым. Архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся!» полной безпомощности вдруг подавало неожиданную помощь и притом с такой стороны, откуда и невозможно было никак ожидать, не говорю уже о внутреннем мире среди бурь, о внутреннем устроении при окружающем неустройстве от сего приветствия Архангельского, праведно движимый гнев Божий оно от главы нашей отстраняет и самый приговор Судии-Сердцеведца отменяет. О великое дерзновение! О страшное заступление! Из огня страстей изымает, со дна падения горе к небесам восхищает. Ограждайте же себя чаще и усерднее, деточки мои милые, сею стеною нерушимою, оградою сею неразоримою «Богородице Дево, радуйся!» С сею молитвою никак не погибнем, в огне не сгорим, в море не потонем. Если же сатана, ненавидящий нас, и запнет нас на пути нашем и сшибет нас, то и тогда Архангельское приветствие воссылая, воспрянем, восстанем добре, затемненные просветимся, больные душой исцелимся, загрязненные грехом очистимся и убелимся, яко снег чистотою, молитвою «Высшей небес и Чистейшей светлостей солнечных». Мертвые, убитые страстьми, воскреснем, оживем и в восторге духа возопием: «Христос воскресе! Воистину воскресе!»

* * *

Молитва ко Пресвятой Богородице о помощи и защите

Митрополит Вениамин вспоминал, что когда он в 1917 г. был в Крыму, то создались очень трудные условия для него и он не видел выхода из положения. Зная от других, что хорошо в таком случае читать канон Матери Божией «Многими содержим напастьми…», написанный для одержимых скорбями, он стал читать его. Не успел прочитать и половины канона, как пришло известие о том, что все недоумения разрешились благополучно.

Сам митрополит об этом говорил так: «Случай, по-видимому, очень простой, однако для меня он был неожиданным, чудесным. Да потом и молился-то я очень немного, минут пять! Милостива Царица Небесная!»

Догмы молитвословов

Многие верующие люди, которые только начинают внимательно читать молитвослов, часто натыкаются там на непонятные сокращения, которые разделяются запятой или двоеточием. Также эти сокращения присутствуют и в богослужебных книгах.

Сокращения

Цель их размещения — длинный текст занимает место, а сокращения помогают лучше приспособиться к воспроизведению их на службе чтецам и певчим. Наиболее распространённые сокращения, принятые в богословской практике нужно знать.

  • Слава, и Ныне следует читать так:

Помимо молитвословов, они находятся в каждой из 20 кафизм Псалтыри, разделяя кафизму на 3 части.

  • Трисвятое — 3 следует проговорить:
  • Когда написано Богородичен в молитвослове, то необходимо произносить:

Такое постоянное призывание Божией Матери позволяет всегда находиться под её защитой, даёт возможность убедиться, что роль её велика, она спасает людей, имеющих даже серьёзные грехи. В молитвослове малоопытных христиан сокращения могут ввести в заблуждение, но фразы следует проговаривать полностью.

Фразу «Пресвятая Богородица, спаси нас» необходимо читать не только во время правила, но и призывать Деву Марию на помощь кратким обращением всегда, когда тяжело, непонятно, как правильно поступать в запутанных ситуациях.

Каноны

Причастие — важнейшее таинство для православного христианина, при котором он непостижимым образом входит в общение с Христом, принимая внутрь себя его тело и кровь, которые даются на литургии в виде хлеба и вина.

Чтобы принять эти святыни достойно, верующему необходимо тщательно подготовиться. Помимо поста на протяжении 3 дней, когда запрещено есть животную пищу, необходимо пройти исповедь у священника в храме, где предполагается причастие.

В продолжение 3 дней следует читать каноны:

  • покаянный ко Господу;
  • молебный Божией Матери;
  • Ангелу-Хранителю.

Также многие прочитывают покаянный канон ко Пресвятой Богородице. Оба канона направляют верующего к познанию духовной мудрости, раскрывают перед ним библейскую историю, события которой актуально звучат и сейчас. Канон строится по одинаковой схеме: 9 песен, первая и последняя посвящены Божией Матери.

Первая песнь молебного канона содержит признание своих грехов, наличие многочисленных страстей, болезней душевных и телесных, которые излечить способна только Богородица. Завершающая песнь молебного канона является просьбой к Деве Марии принести радость, просветить мрачную душу.

Покаянный канон содержит в себе больше покаянных воздыханий, осознание своей греховности, единственной надежды на помощь Богородицы. У грешников сильный страх, но и вера велика в милосердие Пресвятой Девы, она может умолить Господа о прощении всех грехов.

В первых песнях молебного и покаянного канонов имеется Богородичен — «Пресвятая Богородица, спаси нас». Обычно в молитвословах он написан полностью.

Молебный канон Божией Матери, и раскаяние завистника

Из жития преп. Гавриила Спасо-Елеазаровского

В течение следующего года отец архимандрит опять стал относиться к отцу Гавриилу все хуже. Впору было уходить в другой монастырь. Решив это, отец Гавриил даже не пытался и оправдаться пред настоятелем, а все предоставил на волю Божию. Наконец надумал особенно молиться Матери Божией, и вот стал читать Ей молебный канон: «Многими содержим напастьми». Читает день-другой, начал читать и в третий раз, как вдруг стучат в дверь и зовут к отцу архимандриту. Отец Гавриил оставил чтение на половине, оделся и пошел к настоятелю. Отец Григорий благословил его и тотчас вызвал келейника Володю и приказывает ему:

–    Володя, говори!

Володя земно поклонился отцу Гавриилу, поведал ему всю правду: как он наговаривал на него, по наущению других, как теперь сознает всю вину, и прибавил:

– А эти два дня почему-то меня совесть замучила, – я места не нахожу… И… все рассказал отцу архимандриту… Простите меня!.. – и снова поклонился.

К его извинению присоединил свое и отец Григорий. Тут же и отец Гавриил ему поклонился в ноги и просил прощения за то, что, не оправдываясь, он тем самым как бы укреплял настоятельские подозрения против себя. Произошло сладостное примирение: все поцеловались, и отец Григорий радостно улыбался ангельской улыбкой. А прийдя в келлию, старец горячо, с умилением благодарил Владычицу, свою скорую помощницу и заступницу. С этого времени он еще более утвердился в своей вере к Ней.

* * *

Глас 6-й

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Всяко моего рыдаю жития сквернаго, и множества безмерных моих зол: что же исповем Ти, Чистая, недоумею и ужасаюся: помози ми, Владычице.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Откуду начну глаголати лукавая и лютая моя падения страстный аз; увы мне, что буду прочее; но Владычице, прежде конца ущедри мя.

Слава: Смертный убо час и судище страшное всегда помышляю, Пречистая, обычаем же всезлым прельщаюся люте: но помози ми.

И ныне: Благих тлитель, смотря мя ныне нага Божественных добродетелей и далече отступльша и отчуждена от Бога, поглотити мя устремляется: Владычице, предвари.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Душу окалях скверно от безмерных зол моих страстный аз, Богородице Владычице: и камо прочее пойду, отчаянием весь одержим.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

И еже по образу себе окалях, Чистая, и по подобию: делом и словом, и помыслом содеях безместная.

Слава: Несть ин в человецех, иже неподобная содеяв, ни родися в мире, якоже аз, Благая, помрачен умом: ибо крещение божественное оскверних.

И ныне: На конец достигох злых, Пречистая Дево, Ты помози ми вскоре: небо и земля вопиют горце, от безместных деяний неподобных.

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ангельстии чинове и воинства небесных сил Твоего Сына ужасаются державы, Чистая: ныне же и аз, отчаявся, безстрашием одержим есмь.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Удивися вся земля и ужасеся зрящи лютая и злая творящу ми, и безместная: и Твоего Сына многому милосердию чудится.

Слава: Церковь осквернив зле телесную, и Церковь Господню, в нюже человецы трепещуще входят, аз же, блудный, без студа вхожу: увы мне.

И ныне: Не яви, Владычице, не яви сранна мя, устраншася крова Сына Твоего, но омый мене от скверны прегрешений моих.

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утреннюющих Ти души любовию озари молюся Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Божественным сиянием Твоим, Благая, исцели душевныя моя страсти, яже ми тлитель всея: и избави мя сего пленения горькаго.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Адам преступи убо заповедь едину, Дево, и во изгнание впаде: како же рыдаю прегрешений моих бездну аз, преступный.

Слава: Убийца убо явлься древле, и братоубийца Каин, Богом проклят бысть; что же сотворю аз, вседерзый, душу убо убив ныне и не стыждуся.

И ныне: Исаву поревновав лютому чревообьядением и сытостью: весь душу оскверних пианством, и ласкосердством житие мое: и кто мене не плачет, страстнаго: увы мне.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Много-милостиве.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Житие мое блудно, душа моя скверна и живот весь окаянен, тело же мое все во злых люте окаях: темже потщися, Дево, помощи ми.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Конец предста и не терплю, Благая, совесть обличает мя: предстоят бо ми деяния лукавая и житие блудное, и судища ужасаюся Сына Твоего, Чистая.

Слава: Плоти моея разжжение, река огненна страшна и неугасима ждет воистину и червь неусыпаяй: но угаси ми сия молитвами Твоими, Пречистая.

И ныне: Ныне трепетом одержим есмь, Благая и ужасаюся лукаваго ловления: прежде бо конца хощет мя тлитель убити, держа мя яко пленена всего и нага добродетелей.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава: и ныне.

Седален, глас 6-й:

Упование и стена, и пристанище людем Твоим, Дево: из Неяже родися безстрастно Спас всяческих: якоже плачася Твоего Сына при кресте, Того и ныне моли избавити от тли вся, поющия Тя.

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь со-дела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Седьм седмерицею пламень разже ми страстьми лукавый, и любодеяньми сердце мое всегда умервщляет: темже токами моих слез угаси его, Мати Божия, и спаси мя.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Окаляема тиною прегрешений моих не отрыни мене, Владычице Благая: ибо зря мя во отчаянии суща, смеется прелукавый враг: но Сама, Твоею державною рукою возстави.

Слава: Страшное убо судище, страстная душе моя и нечувственная, и мучение же некончаемое и грозное: но обаче ныне припади к Матери Судии твоего и Бога, и не отчайся сама.

И ныне: Омрачихся страстный множеством безмерных зол и оскверних душу и тело же и ум: темже, Пречистая, светом Твоих сияний, к безстрастию сладости скоро введи мя.

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси, и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Яже от Троицы единаго Бога рождшая, и на руку носившая, Дево Мати: угаси страстей огнепальную пещь и слезными токи омый душу мою.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Прихода смертнаго ужасаюся, Пречистая, и суда онаго весь ныне убояхся: дея же злая, никакоже стыждуся: ущедри мя прежде конца, молитвами твоими, Дево.

Слава: Стенания немолчная, Владычице, даруй ми, и слез тучи даждь, да омыю моя прегрешения многая, и неисцельныя язвы: яко да улучу жизнь вечную.

И ныне: Зол моих множество Тебе исповедах, Владычице, яко ни един в мире ин, прогнева тако Бога, Сына и Господа Твоего: Сего ми на милость вскоре премени, Дево.

Песнь 9

Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чины Ангельстии взирати: Тобою же, Всечистая, явися Слово Воплощенно, егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Се прихожду Ти, Пречистая, со страхом многим и любовию, крепость ведый многую молитвы Твоея, раб Твой, много бо может воистину, Владычице, мольба Матерня к Сыну: милосердием бо преклоняется.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Лики прими Архангел же, и множество вышних воинств Зиждителя моего, Апостол же и Пророк соборы, и Мученики, и Преподобныя и Священномученики: и молитву сотвори, Чистая, за нас к Богу.

Слава: И ныне, и тогда Твою помощь да обрящу, Чистая, в час в оньже изыдет дух мой: вскоре изымающи избави мя бесовскаго мучительства, Пренепорочная, и предану быти им.

И ныне: Судии щедраго чаю, и человеколюбиваго Твоего Сына: Чистая, не презри мене, но Того ми сотвори благопременна, поставити мене одесную тогда, Всенепорочная, пречистому судищу Его, на Тя уповах.

Стена нерушимая

Старцу Гавриилу привиделась однажды прямая и широкая дорога, ведущая в некий город, куда и ему нужно было идти. По дороге двигаются люди. Над ними – страшный гигант, голова которого упирается в небо. В руках у гиганта сеть, которую он бросает на проходящих. Захватит и тащит к себе. Как избежать его сети? Старец заметил слева от дороги высокую, до неба, стену. Под ней – узенькую тропинку, по которой шли редкие путники. Великан бросал и на них сеть, но она, ударившись о стену, отскакивала, не захватывая идущих, и они продолжали свой путь. Старец понял, что Стена – это Та, о Которой в акафисте говорится: «Радуйся, Царствия Нерушимая Стено…» и в церковной песне поется: «Тебе и Стену, и пристанище имамы…». Свернул он с пространного пути на эту тропинку. Сеть не раз пролетала над старцем, однако он прижимался к стене и благополучно дошел до города. Но как бы оказаться здесь, если бы не Нерушимая Стена?

* * *

Счастлив, безконечно счастлив человек, возлюбивший Матерь Божию, и свою жизнь полностию предавший Ей, доверивший Ей себя и своих близких. Она не оставит и в этой временной жизни, и в будущей. Не думайте только, что Она избавит от всех скорбей, что все будет благополучно и спокойно. Нет, но Она даст силы терпеть, она научит со смирением нести жизненные испытания, поможет в борьбе с искушениями, защитит от напастей вражиих. Тем более не оставит Она и в вечной жизни, но будет ходатайствовать о нас пред Сыном Своим.

В эти последние времена у всех православных христиан должна быть усиленная молитва к Божией Матери – Заступнице рода христианского. Ей ныне поручен грешный, погибающий мир. На Нее одна наша надежда. Пред иконой Пресвятой Богородицы усердно помолитесь и пролейте слезы. Она утешит вас, Она покроет вас от злых людей, Она ни за что не покинет вас в трудную минуту, и в час вашей смерти придет Сама к вам и отгонит злых бесов, и даст радостную кончину, и в Царство Небесное вселит вас для блаженной жизни на веки.

Арх. Тихон (Агриков), в схиме схиарх. Пантелеимон

* * *

Если сравнить жизнь древних отцов по описанию их современников с жизнью старцев последнего столетия, то мне кажется, что подвижники нашего времени особенно нуждаются в помощи Пресвятой Богородицы и все чаще вручают своих чад покрову молитвам Матери Божией. Мне представляется, что древние святые были возмужавшими в боях воинами, которые идут на сражение по примеру своего отца, а современные подвижники подобны малым детям, которые ищут защиты от врагов у своей матери. Те шли по проложенной дороге, держа друг друга за руки: кто падал, того подымали, кто изнемогал, того несли на руках. А эти идут по топкому болоту почти в одиночку. И они особенно чувствуют Материнскую любовь, полную сострадания.

Арх. Рафаил (Карелин)

* * *

А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, укрепить и провести по жизни, по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою и любовию.

Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения. Она, по словам святителя Иоаннна Златоуста, – первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее. Так будет всегда, до последнего часа и мгновения жизни мира.

И наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть всегда припадает к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит и спасет, и помилует всех нас. Аминь.

Арх. Иоанн (Крестьянкин)

* * *

От апостольских времен и до наших дней все истинно любящие Христа воздают почтение Той, Которая родила Его, воспитала и оберегла в дни детства. Если Ее избрал Бог Отец, сошел на Нее Дух Святый, Бог Сын вселился в Нее, повиновался Ей в дни детства, заботился о Ней, вися на кресте, то не должен ли Ей кланяться всякий, исповедающий Святую Троицу.

Свт. Иоанн Шанхайский

* * *

Божия Матерь называется «язвою бесов», ибо нет возможности бесу погубить человека, лишь бы только сам человек не отступил от прибегания к помощи Божией Матери.

Прп. Серафим Саровский,

из беседы о цели христианской жизни

* * *

«Пресвятая Богородице, спаси нас». Спасение через Тебя соделал Господь миру. Ты начальница нашего спасения. Тебе Сын Твой и Бог наш ни в чем не отказывает, оказывая Тебе честь как Сын Матери Своей.

Никому, кроме Самого Господа и Божией Матери, не поет святая Церковь «спаси нас», только Им. К святым, угодившим Господу, Церковь обращается: «Молите Бога о нас». Спаси нас от бед, Всемилостивая Богородице наша, во веки. Аминь. Сподоби и нас, Пречистая, служить Тебе присно с усердием и любовию до последнего издыхания нашего, и со дерзновением с батюшкою Серафимом Саровским рещи: «Аз убогий служка Божией Матери».

Все виды исцелений подает просящим Пречистая Дева и не оскудеет никогда Ее милость, ибо неисчерпаемое сокровище есть; сколько ни черпает мир милости Ее, они – безконечны. Ибо все роды ублажат Ее, и милости Ее во все роды и во веки веков.

Священномученик митрополит Серафим (Звездинский)

* * *

Я на Богоматерь тако надеюсь, яко на каменную гору: понеже так как я Богом о Ней тако уверен, что от Адама и до скончания века не будет тех людей, лишенных вечной славы наслаждения, кои по Бозе на Нее уповали и надеялись, частым своим воплем и докучанием к Ней; хотя бы и мне из них кто подобен был грешник и беззаконник. Ей вся предана от Сына Ея; Она же милосерда и человеколюбива и незлобива! Ее ради и меня Прелюбезный мой Иисус Христос Господь примет в вечные Свои обители, за излиянную Свою кровь.

Схииеромонах Парфений Киевский1

* * *

О, если бы мы слышали и видели молитву о нас и о мире Пресвятой Девы Богоматери, ангелов и святых, мы бы ужаснулись и устыдились своей лености и небрежности в молитве, мы не только днём, но и среди ночи восстали бы на молитву и славословие Господней благости, Божия долготерпения, Божия величия, Божией премудрости и силы всемогущей.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

* * *

Христа даёт душе Пречистая Матерь Его. Молись Пресвятой усердно и будешь с Сыном Её. Запомните эти слова.

Схиарх. Захария

* * *

Тот, кто отличился в целомудрии и святости, и был удостоин всеразличных духовных даров, стал достоин их благодаря покрову Владычицы нашей Богородицы.

Афонский старец Даниил Катунакский

* * *

Припадем к Небесной Царице – Пречистой Богородице, скорой в слышании Дщери, дабы Она помогла нам, «ибо никто прибегающий к ней не отходит постыжен, но просит благодать и приемлет дарование к полезному прошению». После Бога Она одна может помочь нам. Будем уповать на Нее и не постыдимся. Я тайком вставал ночью и делал поклоны, молился усердно к Богородице, и Божия Матерь чудесным образом снизошла к моему смирению.

Молитва – это обоюдуострый меч, разрубающий отчаяние, опасность, скорбь и тому подобное.

Усердно проси Матерь Света, Непорочную Богородицу, утешить тебя, потому что после Бога Она – Величайшая Утешительница. Когда кто-либо призывает Её святое имя, то тотчас чувствует Её заступление. Она – Мать, и когда была на земле, то страдала и Она, как подобный нам человек. Поэтому Она сочувствует страждущим душам, спешит и приходит им на помощь.

Афонский старец схиарх. Ефрем

* * *

Земная жизнь наша полна скорбей и печалей. Недаром и называется она так часто юдолию плача и сетования. С плачем рождается человек, и в мир иной отправляется он со многими воздыханиями и мучениями. Так что миновать скорбей и слез в этой жизни не может никто; у человека бывает куда больше бед и несчастий, нежели радости. Каждый по опыту знает, как иногда жизненное горе давит душу со всех сторон, от тоски и скорби истомляется сердце, и невольно иногда льются слезы из глаз. Трудно бывает человеку переносить несчастья, и он порой впадает в уныние, и чувство печали овладевает им. Но, дорогие мои, самое главное – не отчаивайтесь, мужайтесь! Когда окружит вас облако скорбей так, что кажется и выхода никакого нет из этого положения, то вспомните тогда, что вы имеете на небесах Матерь, Царицу Небесную, которая вас видит, слышит и знает все ваши душевные движения. Призовите Ее с верой, и Она тотчас придет к вам и избавит от бед и напастей.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: