Стихотворение молитва и анализ

Жизненные факты о поэте

Откуда же это соединение столь несовместимых чувств в душе такого юного человека? Разгадку нужно отыскивать непосредственно в истории, в обществе того времени. Поэт жил в 30-е годы 19-го века, в период волнений и стагнации.

Поколение того времени мучалось переоценкой достояния прошлых времен и неопределенностью грядущих. Это была эпоха отсутствия моральных и религиозных эталонов. И поэт максимально ощутил на себе ужас пропащего поколения.

Невзирая на чувствительную душевную организацию, поэт являлся волевым, упорным человеком. И это эхом отозвалось в его трудах. Однако и выносливым личностям иногда нужна помощь и опора. И, похоже, что «Молитва» М. Ю. Лермонтова была написана в один из периодов духовного упадка. Что хотел выразить поэт?

Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…» (Молитва)

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Стихотворение молитва и анализ

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Два факта из биографии автора связаны с появлением «Молитвы». В 1839 г. поэт получил в подарок от князя Одоевского Евангелие и сборник средневековых текстов духовного содержания, переведенных с греческого языка. Даритель предложил поэту чаще обращаться к христианской литературе. Примерно такие же слова Лермонтов услышал от Марии Щербатовой, женщины с «детской верой» в Бога.

В центре авторского внимания — движения души лирического героя: от печали и сомнений к просветлению и умиротворению. Позитивная метаморфоза возможна, если заручиться помощью «живых слов» «молитвы чудной».

Состояние мучительной грусти, заявленное в первых строках, передается на фонетическом уровне: ассонанс основан на преобладании гласного звука «у». Душевный дискомфорт героя, граничащий с физическим недомоганием, подчеркнут глаголом «теснится».

В центральной части произведения развивается мотив силы слова, освященного верой. Автор аккумулирует лексику с религиозно-возвышенной положительной семантикой: «чудная», «благодатная», «святая прелесть». Искренность является главным качеством исцеляющего слова. Мощь «живых речей» непостижима для человеческого разума — это подчеркивает определение «непонятная» — однако сердце способно почувствовать высшую гармонию, к которой причастны испытанные временем словесные формулы.

В последних двух катренах изменяется фонетический строй стихотворения: на смену звукам, передающим сердечные терзания и тревогу, приходит ассонанс с опорой на «и», «а». Душа героя постепенно освобождается от тяготящего груза, что демонстрируется изменениями в звуковых акцентах произведения.

Финальный катрен описывает исцеляющий эффект искренней молитвы. Чтобы изобразить чувства лирического субъекта, поэт обращается к однородным безличным конструкциям — приему, характерному для лермонтовской поэтики. Безличные глаголы и примыкающие к ним наречия образуют антитезу с лексемой «теснится», появившейся в начальных строках.

Противопоставление несет две важных функции. С его помощью яснее и убедительнее выглядит способ избавления от уныния, а также обрамляется поэтический текст, замыкая общую композицию. Анафоры, которыми изобилует последнее двустишие, привлекают внимание к новому состоянию души лирического «я» — легкому, свободному, просветленному.

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же на­званием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щерба­товой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомне­ний, и Лермонтов обещал ей.

Жанр «Молитвы» — лирический монолог, стиль романтичес­кий, мы можем отнести его к философской лирике.

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

С души как бремя скатится — Сомненье далеко — И верится, и плачется,

И так легко, легко…

И здесь уже состояние лирического героя выражается с помо­щью безличных глаголов: «верится»,’«плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сфе­ру Божественного. Таким образом, первая и третья части компо­зиционно противопоставлены в этом произведении 74 .

Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонят­ная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомне­нье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И ве­рится, и плачется, И так легко, легко»).

За все тебя, Господь, благодарю!

Стихотворение молитва и анализ

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я один и ныне — как всегда.

Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.

Если прочесть «Молитву» без объявления автора, трудно даже сразу поверить, что это — Лермонтов. В стихотворении нет сложных конструкций, метафор, даже попросту длинных слов. Ясное, лёгкое произведение, написанное трёхстопным ямбом. оставляет впечатление искреннего дружеского рассказа.

Произведение легко учить наизусть: кроме чёткого ритма и согласованных перекрёстных рифм. «Молитва» имеет очень стройную композицию.

Если разбирать стихотворение по строфам, то в начале первой ясно ощущается гнетущее настроение. «В минуту трудную». «теснится грусть». «твержу наизусть» — обилие сочетаний согласных, особенно с буквой «р», создаёт впечатление трудности, тяжести. Его усугубляет и повторение звука «у», вызывая ассоциации с унынием.

Вторая строфа является переходной, в ней описывается откровение слова, сила молитвы. Сила «благодатная». непонятная для лирического героя, но ясно им ощущаемая. «Созвучье слов живых». «святая прелесть» — эти метафоры выразительно передают то живительное ощущение, которое испытывает всякий, искренне читающий молитву. Ключевое слово этой строфы — «благодатная». дающая благо — и оно полностью меняет настроение произведения.

С осенённой благодатью души «скатывается бремя». уходят сомненья — и вместо неё приходит лёгкость. Она ощущается даже в звучании строфы: ударные звуки «а», «о», «э» раскрывают каждый слог. Повторение слова «легко». которым завершается стихотворение, оставляет впечатление полёта и незавершённости, словно душа лирического героя просто растворилась в благодатном порыве молитвы.

Во всём стихотворении есть лишь один глагол от первого лица: «твержу». Это единственное действие, которое совершает лирический герой, а всё остальное — следствие этого действия, происходящее само собой. Это благодаря повторению молитвы «сомненье скатится». и станет легко, и появится вера, и польются слёзы.

Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто-то, отрицавший веру и переживший откровение. Стихотворение создано в 1839 году, незадолго до гибели Лермонтова. Трудно сказать, испытывал ли он сомнения и искал ли опору в вере, но точно известно, что философские рассуждения были свойственны ему особенно в последние годы жизни.

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

И дышит непонятная,

И так легко, легко…

Аналогия с действительностью

Проводя параллель с жизненной тропой поэта, можно решить, что персонажу действительно некуда направиться, неоткуда искать успокоения. Поскольку, как уже упоминалось ранее, Лермонтов жил в период моральной стагнации, он не имел неверного мнения относительно своих современников. Понимая весь трагизм создавшейся обстановки, поэт ощущал себя покинутым, очевидно, в какой-то мере, даже ненужным. Лирический персонаж в его стихах обыкновенно выделяется угнетенностью, печалью, недоверием.

При анализе стихотворения Лермонтова «Молитва» мы видим состояние «духовного прозрения». Кому, как не стихотворцу, выделять загадочное влияние Слова на человека? Поэт ощущает волшебство древних христианских молитв, в них таится невероятная сила столетий. Не нужно размышлять о значении изрекаемых фраз, интуиция сама учует колоссальную магию глубокой созвучности.

После молитвы персонаж произведения ощущает неимоверную легкость, у него возникают новые силы жить и созидать.

Символизм

Отсюда вопрос: возможно ли считать, что после данного стихотворения поэт перешел от мятежности к примирению? По всей видимости, нет, поскольку оба чувства есть различные грани одной личности. Лермонтов с его наводящими ужас, печальными стихотворениями не прерывает борьбу с окружающей реальностью.

Однако, разумеется, в самые трудные периоды ему необходимо где-то находить силы, искать покоя, тишины. Человек, располагающий волшебством слов, взывает к Господу – в этом есть некоторая символика.

Вопреки своему бунтарскому духу, возражению, поэт все-таки допускает реальность высших духовных сил, которым он покоряется и обращается за поддержкой, опустив свою надменную голову…

Текст «Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М. Лермонтов

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Молитва № 2

Я, матерь божия, ныне с молитвоюПред твоим образом, ярким сиянием,Не о спасении, не перед битвою,Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невиннуюТеплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;Дай ей сопутников, полных внимания,Молодость светлую, старость покойную,Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальномуВ утро ли шумное, в ночь ли безгласную —Ты восприять пошли к ложу печальномуЛучшего ангела душу прекрасную.

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление.

Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше.

По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании.

Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением?

Стихотворение молитва и анализ

Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

Характерные особенности

В «Молитве» М. Ю. Лермонтова открывается его душа. В нём сосуществуют обыкновенные для поэта черты: печаль и угнетенность с убежденностью в вышние силы. Молитва точно круг спасения соединяет его, поглощенного своими внутренними страданиями, с Господом. Это его горячая вера, состояние духовного прозрения.

История создания «Молитвы» Лермонтова такова: он был влюблен в княгиню – Марию Щербакову, посоветовавшую ему читать молитву в моменты грусти и тревоги. Из этого можно сделать вывод, что произведение предназначалось непосредственно ей.

Тематика стихотворения

Лермонтов говорит о роли мольбы, о влиянии слова. Он обретает веру и духовное утешение вследствие таинственной силы простой молитвы, при всей своей недоверчивости и обессиленности. Кротость и умиротворение охватывают душу поэта. После молитвы на смену недовольства миром, неуверенности и бунтарству души приходит спокойствие и покорность, вера в доброе и благое.

Также стих зачаровывает собственной мелодичностью. Примерно сорок музыкантов увековечили данное произведение.

Тема «Молитвы» Лермонтова — зарождение в душе человека возвышенных чувств.

Загадочность

Стиль произведения — элегия. Сперва появляется оттенок грусти и тревоги: тяжелая минута в сердце — печаль… Это выделяется красочным словом «теснится».

анализ стихотворения лермонтова молитва

В такие моменты и взывают к Господу. Какую же молитву повторяет персонаж — неизвестно. Так же загадочно влияние слов молитвы. Все слова в данных строках крайне экспрессивны: на них создается стиль произведения.

Первое четверостишье — изображает состояние души героя, его взывание к молитве, второе — описывает мощь и красоту выразительных слов. Третье четверостишье повествует о результате молитвы, о том, что придает человеку «сила благотворная»: на смену печали и муке приходят уверенность, вера, слеза успокоения.

Молитва окрещена Лермонтовым доброй защитницей жестокого мира. Тут заметна весомая для его поэзии конфронтация: «жестокий мир», возникающий неоднократно в некоторых стихах поэта, сравнивается с «доброй защитницей». Обращают на себя внимание также антиподы в первом и третьем четверостишии: сложную — просто, теснится печаль — ноша скатится.

Если обратиться к анализу стихотворения Лермонтова «Молитва», то он употребляет в произведении высокую лексику. Ключевые фразы в стихе — «молитва волшебная», «сила благотворная», «божественная красота» — сопряжены с религией.

История создания произведения

После того как он вернулся с Кавказа, он осознает, что поменять окружение нельзя. Поэт не сможет выполнить это. Ощущение слабости вынуждает его устремиться к Господу. Вследствие типичного духовного образования Лермонтов никогда не относился к религии серьезно.

Современники его часто подмечали в своих записях, что предприимчивая и несдержанная природа поэта чаще всего вынуждала его сперва осуществлять действия, а потом уже размышлять над совершенным. Как истинный мятежник по жизни, он ни разу не пытался спрятать свои взгляды на политику. Лишь спустя некоторое время, прожитое на Кавказе, Лермонтов понял концепцию возвышенного начала, которой покоряется человеческая судьба.

В душе поэт по-прежнему остается мятежником. Однако осмысливает, что его предназначение не состоит только в том, чтобы показать людям их недалекость и бесполезность. После Кавказа Лермонтов уезжает обратно в Москву, где бывает на светских балах и сближается с княгиней Марией Щербаковой. В одном из разговоров молодая девица говорит поэту, что лишь молитва, устремленная к Господу, помогает приобрести внутренний баланс и отыскать силы в самые тягостные моменты жизни.

Не сказать, что подобная беседа вынудила автора по-иному отнестись к жизни. Однако, по всей видимости, Лермонтов увидел в совете юной девушки личную, особенную правду. Он сочиняет свою «Молитву» — самое доброе и лирическое творение.

Год написания «Молитвы» Лермонтова — 1839 и имеет отношение к позднему периоду поэзии Лермонтова. Поэт, будучи 25-летним, уже побывал в ссылке и пересмотрел свою жизнь.

Идея «Молитвы» Лермонтова — это, в какой-то мере, стремление примириться с той стезей, которая определена для писателя. Однако, вместе с тем, это усиление его уверенности в своих силах и, что не исключено, предвидение близкой кончины. Это – исповедь в стихах, значение которой включает борьбу со слабохарактерностью, вынуждающую его беспрестанно прятать под маской приличия свои настоящие эмоции и мысли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: